Россия, Ленинградская область, Всеволожский район, Бугровское сельское поселение, деревня Сярьги, Центральная улица
Телефон:
+7 (812) 389-29- Показать номер
Пн-пт: 11:00—21:00; сб-вс: 11:00—22:00
whatsapp telegram vk email

Транцевые плиты и гидрокрылья. Выравниваем, регулируем, улучшаем ход судна…

Транцевые плиты своими руками

Отгиб днища вниз у транца.
Если катер при глиссировании сильно садится кормой (как говорят специалисты, идет с большим дифферентом на корму), это можно исправить.

Нужно закрепить на днище у транца подпорный клин, как показано на рис. 250

.

Высота клина должна составлять примерно 1—1,5 см на каждый метр ширины днища, а ширина (размер по длине катера) 15—30 см на метр ширины днища.

Чем ближе к транцу расположены двигатель, баки с горючим и пассажиры, тем более крутым должен быть клин. Наружную поверхность клина прострагивают таким образом, чтобы она плавно, по радиусу, переходила в поверхность днища.

Отгиб днища вниз у транца, образуемый при установке такого клина, повышает гидродинамическое давление на этом участке, выравнивающее катер на ходу.

Следует помнить, что для каждого корпуса существует оптимальный угол глиссирования (в пределах 4—6°). Если дифферент после установки клина станет меньше этого угла, соответственно увеличится смоченная длина днища, возрастет сопротивление, снизится скорость катера. Слегка подстрогав клин, можно добиться наиболее выгодного угла глиссирования.

Продление днища за транец

.
Короткие и легкие лодки с подвесным мотором часто оказываются неустойчивыми на ходу: движутся скачками, шлепают носом — «дельфинируют», как называют это явление судостроители.
Причина в том, что центр тяжести такой лодки размещен слишком близко к корме, подъемная гидродинамическая сила (рис. 251)

, выталкивающая лодку из воды, оказывается приложенной впереди линии действия силы тяжести
D .
В результате нос лодки подбрасывается вверх до тех пор, пока подъемная сила не переместится к транцу.

Продление днища на величину L за транец смещает на величину А в корму и точку приложения гидродинамической подъемной силы, благодаря чему лодка перестает «дельфинировать».

Если этого недостаточно, необходимо передвинуть вперед место водителя, топливный бак и снабжение. Может потребоваться и увеличение наклона подвесного мотора (см. совет 273).

Наиболее эффективным средством регулировки дифферента являются регулируемые транцевые плиты. Обычно они представляют собой две небольшие пластины, шарнирно закрепленные к транцу в продолжение днища
(рис. 252)
.

С помощью различных устройств пластины можно отклонять вниз на небольшой угол ос. При этом на каждой из них создается значительное гидродинамическое давление, результирующая сила которого А

направлена вверх перпендикулярно поверхности плиты.

Эта сила пропорциональна квадрату скорости катера, а ее вертикальная составляющая D

стремится поднять корму катера, т. е. уменьшить ходовой дифферент. Сила сопротивления плит движению R обычно невелика.

Этот способ уменьшения ходового дифферента особенно рекомендуется для катеров с двигателями, установленными в корме, или для легких мотолодок с двухмоторной установкой.

В зависимости от изменения нагрузки и скорости с помощью таких плит можно каждый раз «настраиваться» на оптимальный дифферент. Например, мотолодка, показывающая хорошую скорость с одним человеком, может идти в переходном к глиссированию режиме с четырьмя человеками на борту.

Увеличив угол отклонения транцевых плит, в последнем случае удается получить прирост скорости и снизить расход горючего. Наоборот, бывает полезным увеличить дифферент лодки на корму при ходе против большой волны.

Существуют конструкции, позволяющие изменять отклонение транцевых плит на ходу катера.

Наиболее простые плиты можно сделать из алюминиевого угольника и пластины (рис. 253)

. Угольник 1 приклепывают к транцу лодки.

К нижней его полке прикрепляют упругую пластину 2,

угол отгиба задней кромки которой регулируется отжимными винтами
3.
Для мотолодок длиной 4,5 м размер пластины по ширине
а
= 150 мм, размер
Ь
= 75 мм; для катеров длиной 6,5 м а = 200 мм,
Ь
= 120 мм.

На тяжелых катерах с центром тяжести, значительно смещенным к корме, требуется более прочная конструкция с упором регулируемой длины. Чаще всего этот упор (рис. 254)

выполняется в виде винтовой тяги — талрепа.

Расстояние от кормовой кромки плиты до транца рекомендуется принимать в пределах 2—3% длины катера по ватерлинии, а ее ширину — равной 1 /4— 1 /5 ширины корпуса по скуле.

Транцевые плиты «Аква-Стабс», запатентованные Ауслендером и Томасом в США, предназначены для улучшения стартовых свойств (приемистости) глиссирующих катеров.

Ось вращения 4

плиты
5(рис. 255)
расположена на некотором расстоянии от транца 1 таким образом, что на стоянке и малом ходу передняя кромка плиты упирается в упоры 2, имеющиеся на продольных стенках 3.

В момент, когда катер получает ход, плита расположена под большим углом атаки а, и подъемная сила действует в основном на переднюю часть плиты, поднимая корму катера.

При повышении скорости точка приложения гидродинамической силы постепенно смещается назад и отклоняет плиту в оптимальное для полного хода горизонтальное положение.

Благодаря применению этой конструкции плит существенно сокращается период разгона катера из положения «Стоп» до полной скорости и экономится моторесурс двигателя. Положение упора 2

и оси вращения
4
подбирается опытным путем для каждого данного катера.

Плиты «Аква-Стабс» изготовляются тяжелыми, с утолщением к кормовой кромке.

Если мотор слишком мощный.

Нередко на лодку с водоизмещающими круглоскулыми обводами устанавливают излишне мощный автомобильный двигатель.

Корма таких судов не приспособлена к тому, чтобы воспринять гидродинамическую подъемную силу, которая начинает действовать на днище при повышении скорости, лодка идет с большим дифферентом.

Немного улучшают положение транцевая плита (рис. 256, а)

увеличенной площади или плавники
(рис. 256, б),
закрепленные по бортам в корме. Лучше же изменить обводы кормы, надстроив на днище у транца так называемый подпорный клин
(рис. 256, в
и
г).
Полученная более широкая плоская корма позволит лодке выйти на скольжение, если только она не слишком тяжела; во всяком случае, дифферент на корму обычно снижается и скорость возрастает.

Сообщений с 1 по 25 из 38

1 Тема от Андрей В. 25-03-2013 18:18

  • Андрей В.
  • Профи
  • Неактивен
  • Откуда: Пермь
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 465

Тема: Транцевые плиты.

Заимел осеню прошлого года лодку Amg. 3.7м. плоскодон. В одного дельфин проявляется если перед не подгружен и против ветра (или ещё как. ). Борьба с этим явлением установка транцевых плит. Вот и созрела мысль раз есть необходимость —


На старой ПВХшке т/плитыСсылка были в виде продолжения защиты. Из опыта эксплуатации озвученной ПВХ, знаю что движение задним ходом затруднено, плиты как рули подлодки просятся в низ и как скребки собирают воду в «кучу». Вывод — плиты должны приподниматься. И вот наскоро накиданный рисунок — транец вынесен и на оси поворотный с упором/ограничителем, Ось выносного транца соединена тягами с транцевыми плитами. Мотор ходом упирает танец в упор, тот тягами на оси, плиты выводит в маршевое положение. При реверсе мотор с транцем на оси, поворотно приподнимается, приподнимая и т/плиты. Жду Ваши мысли. Отредактировано Андрей В. (25 марта, 2013г. 18:31)

2 Ответ от Kvasnik 25-03-2013 18:40

  • Kvasnik
  • Профи
  • Неактивен
  • Откуда: Энгельс
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 207

Re: Транцевые плиты.

Подожди с плитами,сначала попробуй поджать мотор(наверное придеться ставить клин),поставить удленнитель румпеля и подвинуться вперёд,ещё можно поставить гидрокрыло на мотор.

3 Ответ от Андрей В. 25-03-2013 18:44

  • Андрей В.
  • Профи
  • Неактивен
  • Откуда: Пермь
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 465

Re: Транцевые плиты.

Подожди с плитами,сначала попробуй поджать мотор(наверное придеться ставить клин),поставить удленнитель румпеля и подвинуться вперёд,ещё можно поставить гидрокрыло на мотор.

Да я и не тороплюсь. За совет спасибо, но как бороться с дельфином как бы знаю. Речь идёт именно о транцевых плитах! Что косаемо поджать мотор. Транец переделан, т.е поднят до 42см под Ямаху и изменён наклон. Отредактировано Андрей В. (25 марта, 2013г. 18:49)

Транцевые плиты для лодок

в Советы 0 6,

Сегодня встречается такое мнение, что транцевые плиты и гидрокрылья для лодок и катеров покупают и устанавливают только те, кто не может нормально настроить свое судно и правильно установить лодочный мотор. Но это далеко не так. Транцевые плиты в настоящее время покупаются в первую очередь с целью улучшения характеристик судна.

На рынке вы можете найти многообразие моделей и конструкций транцевых плит, но одно остается неизменным — это их принцип действия. Если говорить о глиссирующих корпусах, то чем выше судно, тем больше его парусность и тем сильнее его будет сносить боковой ветер. Для того чтобы удержаться на курсе нужно идти под углом к ветру. Глиссирующие лодки обычно сносить внутрь поворота и управляя в такой ситуации вы постоянно будете не только компенсировать снос, но еще и завал корпуса.

Такая ситуация хорошо знакома тем, кто переходил узкий залив при умеренном волнении. Как обычно корректируя курс на 15 градусов к ветру катер или лодка начинает хлопать на волнах, повышается крен и о комфорте передвижения сразу же можно забыть. Также это заметно ухудшает управляемость, нужно постоянно следить за волнами и «играть» газом и регулировать наклон мотора.

Транцевые плиты — нужны или нет?

Автор статьи не использует данное устройство на своей лодке (не тот размер и мощность двигателя), поэтому вся приведенная в статье информация это результат сбора отзывов владельцев транцевых плит, от разных производителей, установленных на разных лодках.

Транцевые плиты крепятся по обе стороны двигателя на задний борт лодки как продолжение его корпуса (дна). Основным существенным отличием плит является принцип их регулирования.

— Регулируемые електрогидравликой с пульта

— Механическая регулировка (выставляются вручную)

Также соответственно от длины лодки и мощности двигателя они отличаются площадью поверхности самой плиты и настройками амортизатора или актуатора (гидроциндра).

По словам производителей при установке транцевых плит вы получаете следующие преимущества:

1) экономия топлива 11% или более 2) более быстрое ускорение на 10% 3) сокращение времени выхода на глиссер до 50% 4) более устойчивый ход на волнах 5) улучшение управляемости 6) ниже скорость глиссирования 7) улучшение управляемости во время троллинга

Рассмотрим каждый из пунктов на соответствие действительности. Стоит отметить, что транцевые плиты с электрогидравлическим регулированием ЗНАЧИТЕЛЬНО эффективнее других двух типов, но и цена на них значительно выше. Например плиты с амортизаторами Smart Tabs вам обойдутся в 200$, а похожие на гидравлике Bennet в 800$. Итак по пунктам (повторимся – вся информация из отзывов владельцев на форумах):

1) Не подтверждено, но теоретическая возможность быстрого выхода в режим глиссирования возможно дает экономию в первые 2-4 минуты пути.

2) Более быстрый выход на глиссер дает быстрое ускорение.

3) Однозначно работает. Особенно эффективно при загрузке лодки больше обычного и при мощности двигателя в упор к весу лодки.

4) Подтверждено. Особенно эффективно на коротком корпусе с мощным мотором. Также правильно подобраные и установленые транцевые плиты убирают эффект дельфинирования лодки.

5) Действие подтверждено только для плит с электрогидравлическим управлением, ведь наклон одной из плит помогает убрать кренование лодки при боковом ветре, при поворотах или при неравномерной загрузке. А комплекты плит с гидравлическим управлением и стоимостью за 1000$ делают все это автоматически.

6) Подтверждено (не значительно).

7) Не подтверждено.

Также стоит отметить, что похожий эффект по быстрому выхода лодки в режим глиссирования и более мягкому передвижению по волнам (пункты 3 и 4) при определенных обстоятельствах дает установленное на двигатель подводное гидрокрыло.

Принцип работы транцевых плит

Выравнить лодку или катер с помощью наклона подвесного мотора можно, но не всегда, а вот крен устранить никак не получиться. А если установить транцевые плиты, то вы не только сможете более четко управлять наклоном корпуса, но и сможете практически полностью уйти от крена. Плиты обеспечивают повышение общей управляемости судна и повышают его ходовые характеристики.

Принцип действия транцевых плит и для катера и для лодки следующий. Они устанавливаются поперек транца, тем самым отклоняют и направляют водяной поток вниз, приподнимают корму и как следствие опускается нос. Т.к. транцевые плиты зачастую ставятся парами, то опуская или поднимая одну из них как раз устраняется крен. К примеру, опуская правую плиту вы поднимите правый борт и опустите левый и наоборот. Комбинируя углы наклона транцевых плит и мотора, а также изменяя газ можно полностью компенсировать влияние ветра, волн и результаты неравномерного распределения груза на борту.

Но и усердствовать с изменением угла наклона плиты не следует. Изменять его нужно постепенно, не допуская резких движений иначе вы можете потерять управление лодкой (катером). При большом наклоне транцевых плит вступает уже отрицательное их влияние на ходовые качества судна — падает скорость, тяга, появляется раскачиваение. Подбирайте оптимальный наклон, чтобы и скорость и устойчивость были хорошими.

Большая эффективность транцевых плит заметна на небольших лодках. Надувные пвх лодки отлично реагируют на установку плит. Они помогают свести на нет неудобства хождения по неспокойной воде, с большой нагрузкой или при небольшой мощности лодочного мотора. Ходовые характеристики заметно улучшаются.

Для ярко выраженных килеватых скоростных судов со стационарными моторами, гребными или водометными и для лодок/катеров с мелководными моторами транцевые плиты способствуют в основном выравниванию положения судна, увеличивают угол атаки и облегчают выход на режим глиссирования, а также обеспечивают более мягкое и ровное движение вне зависимости от ситуации на воде.

Конструкция транцевых плит

Регулировка положения транцевых плит выполняется с помощью толкателей. Они бывают электромеханические или электрогидравдические.

Гидравлическая система предполагает наличие гидравлического привода, работающего от бортовых 12В, приводящего в действие гидронасос высокого давления и замкнутого резервуара с маслом, который располагается зачастую на транце изнутри. Короткие шланги от насоса идут к плитам через отверстия в транце. Управление гидромотором и соответственно транцевыми плитами осуществляется с панели приборов.

Отличия электрических и гидравлических транцевых плит состоит в основном в долговечности и надежности оных. Электрические системы предполагают наличие электромотора в корпусе самого толкателя, которые конечно же подвергается воздействию воды. Если толкатель заливает водой, то он соответственно выходит из строя. Гидравлическая же система надежнее, т.к. гидромотор находится на борту лодки, обеспечивая заметно большую долговечность, которая в среднем составляет до 15 лет.

Есть и автономные системы. К примеру «Smart Tabs». У этой системы нет ни гидравлических ни электрических приводов, нет переключателей или панелей. Автономный блок крепится к транцу и самостоятельно управляет углами наклона плит, контролируя поток воды под ними. Не требует вмешательства и присмотра. Плиты управляются с помощью газонаполненного толкателя, который устанавливается между транцем и плитой. Он как пружина распрямляется если нет нагрузки (на стоянке и на малых скоростях) и подается назад при увеличении давления набегающей воды (при увеличении скорости). При падении скорости толкатель выпрямляется и плиты опускаются. Но на счет Smat Tabs бытует мнение, что они не только не помогают, но и мешают. В этом случае хочется сказать, что для заметного эффекта от этих «умных плит» нужна достаточная мощность мотора, а также правильная установка, чтобы на малых скоростях они не сильно тормозили лодку. Но все же такие псевдо автоматические системы всегда будут проигрывать ручному управлению.

Размеры и управление

Транцевые плиты по своим размерам должны соответствовать не только длине корпуса судна, но и мощности лодочного мотора, а также тем целям и задачам, которые вы им ставите. Среднестатистические размеры: ширина плиты 8 см. на один метр длины лодки . К примеру, при длине катера от 4,5 до 6 м. плиту рекомендуется ставить размерами (д*ш в см.) 25*30; катер от 6 до 8 м. — 30*45; от 8 до 10 м. — 30*90. Минимальная длина обычно составляет 20 см. Как видите, длина плиты не увеличивается с увеличением длины судна, увеличивается ее ширина.

Нейтральное положение плит — это когда плиты немного приподняты и не препятствуют выходящей из под кормы лодки воде. Когда транцевые плиты находятся в одной плоскости с днищем , то они всегда создают подъемный эффект . Для полного исключения воздействия плит на корпус лодки их необходимо полностью поднять, чтобы исключить их влияние не только на воду, но и на воздух, проходящий под ними.

Транцевые плиты и гидрокрылья. Выравниваем, регулируем, улучшаем ход судна…

Чем больше надстройки или, точнее, площадь надстроек у судна с глиссирующим корпусом, тем больше влияние ветра, сносящего корпус с выбранного курса, и для удержания которого потребуется вести судно под углом к ветру, а не по курсу… Для этого штурвал следует повернуть так, чтобы судно оставалось на курсе, но для судов с глиссирующим корпусом, которых обычно уводит внутрь поворота (как и все прочие монокорпусные суда), в повороте нужно будет штурвалом не только компенсировать естественный завал корпуса, но и снос по ветру. Мы все с этим сталкивались, когда пытались пересечь узкий залив в хорошую волну, направляя лодку на 15 градусов к ветру. Во время движения лодка начинает хлопать бортами по волнам, что не только повышает крен и лишает плавание на ней даже следов комфорта, но и существенно затрудняет управление лодкой. В результате Вам постоянно придется бороться с волнами, чтобы задать правильное положение корпусу лодки, меняя наклонение мотора и работая регулятором газа. Выравнивание лодки подвесным мотором или кормовым приводом не устранит крена корпуса, но с помощью транцевых плит дела пойдут совсем иначе и результат будет достигнут проще и быстрее, поскольку все характеристики судна и его управляемость улучшатся.

Хотя разнообразие конструкций транцевых плит весьма велико, принцип их действия практически одинаков. Подвижные пластины, устанавливаемые поперек транца, принудительно отклоняются, направляя вниз поток воды, сообщая корпусу тем самым подъемную силу. В итоге корма поднимается, а нос лодки опускается. Подобным же образом можно регулируемые пластины наклонять независимо, и, опуская одну пластину, компенсировать крен корпуса лодки.

Если транцевую плиту по правому борту опустить, то правый борт лодки начнет подниматься, а левый борт опускаться, ну и наоборот. Однако положение носа и кормы не изменится, если двигаться будет одна только плита, и корпус судна начнет уходить одним бортом, одновременно опуская нос. Используя различные комбинации углов наклона транцевых плит, положение корпуса лодки можно выровнять для компенсации негативного влияния состояния воды, ветра или неравномерности распределения груза на борту.

Каждый корпус потребует различной степени отклонения каждой транцевой плиты для достижения требуемого результата, но всегда изменять положение плит следует постепенно, избегая резких движений. Если плита будет слишком наклонена, явно будет ощутимо ее тормозящее влияние, упадет скорость и тяга, судно начнет раскачиваться. В общем, чем меньше наклонены плиты, тем лучше.

Особенно эффективны плиты на небольших судах, прежде всего при изменении состояния воды или размещения пассажиров на борту, а также при значительной выработке запаса топлива. Кроме того, на малых судах различными системами транцевых плит легче будет добиться влияния на ходовые характеристики.

Для быстроходных сильно килеватых катеров со стационарными двигателями типа водометов, а также для большинства поверхностных (болотных и мелководных) двигателей транцевые плиты окажут немедленное кренящее или выравнивающее действие, или увеличат угол атаки корпуса, что облегчит выход на глиссирование и движение судна сделают более ровным.

Конструкции транцевых плит Сегодня для изменения положения плит используются два основных типа толкателей электрогидравлические и электромеханические. Существующие электрогидравлические системы состоят из гидравлического привода, в основном использующего 12-вольтовый реверсивный мотор для приведения в действие небольшого насоса высокого давления, и из масляного резервуара в замкнутом корпусе, который крепится изнутри к транцу поближе к плитам. Короткие шланги от насоса проходят к подвижной раме, часто через отверстия в опорной раме и через непременно высверливаемые в транце отверстия. Это означает, что у системы отсутствуют длинные внешние шланги, которые могут цепляться и собирать грязь. Направление вращения электромотора управляется переключателем с приборной панели судоводителя. Соленоиды на моторе управляют включением цепей высокого напряжения, поэтому к переключателю на приборной доске подведены сравнительно тонкие быстросъемные провода.

Электромеханические системы управления транцевыми плитами состоят из электромотора, работающего на червячную передачу. В качестве примеров можно назвать изделия «Lectro Tab» и «Lenco». Эти системы быстро срабатывают, весьма надежны и не имеют люфта.

Размер транцевых плит должен соответствовать параметрам судна, характеристикам двигателя и целям, которых вы стремитесь достигнуть с плитами. Практика же говорит, что для среднего случая и для плиты длиной 230 мм (9 дюймов) от стенки транца до обреза плиты, ширина этой плиты должна составлять примерно 1/12 длины лодки. Основным различием гидравлических и электрических систем является их прочность. Электрические транцевые плиты установить проще, хотя бы потому, что электромотор находится внутри толкателя. Если же уплотнения не справятся, то вода зальет толкатель. В гидравлических же системах приводной мотор располагается внутри лодки, что обеспечивает их сравнительно большую долговечность, благодаря чему они служат не менее 15 лет.

Вразрез с распространенным убеждением, нейтральное положение установленных на транце выравнивающих плит находится не в одной плоскости с поверхностью глиссирования, а является слегка приподнятым, когда плиты не препятствуют свободному выходу из-под кормы лодки потока воды. Являясь продолжением днища лодки, опущенные транцевые плиты неизбежно будут создавать подъемный эффект. Под полностью поднятыми плитами должен свободно проходить воздух, и только в таком случае плиты не будут действовать, и корпус лодки перестанет испытывать их влияние.

Кроме выше упомянутых и наиболее распространенных электрогидравлических и электромеханических систем управления положением транцевых плит, существуют и другие конструктивные решения. Одно из новейших система «QL Boat Trim System». Оригинальное конструктивное решение для управления плитами из композитного материала предлагает не гидравлические толкатели, а чисто электрические. Это упрощает установку, устраняет опасность коррозии и делает практически излишним обслуживание. Принцип действия системы «QL Boat Trim System» очень прост. Давление воды на небольшую пластину создаёт подъемную силу, действующую на днище корпуса лодки, поднимая тем самым корму и опуская нос лодки. Традиционные транцевые плиты большой площади «собирают» опорное усилие воды для формирования подобной подъемной силы.

Система управляемых транцевых плит «Smart Tabs» предназначена для установки на моторные лодки длиной от 3 до 6 метров, и полностью автономна в работе, поскольку не имеет никаких обременительных гидравлических или электрических приводов. Один лишь автономный блок, который крепят к транцу лодки, для управления положением корпуса лодки контролирует давление потока воды. В этой системе отсутствуют шланги для жидкостей или переключатели на панели управления, а после установки она решительно всю работу делает сама, не требуя присмотра. Положением плиты управляет газонаполненный толкатель, установленный между транцем и плитой. Как наполненная газом пружина, распрямляющаяся без нагрузки, толкатель на стоянке или на малых скоростях движения отклоняет плиты вниз, а при возрастании скорости и давления набегающего потока воды, соответственно, — плита давит на толкатель, и он подается. Когда лодка уменьшит скорость, толкатель снова выдвинется, опуская плиты. Как просто!

Можно сказать, что саморегулирующаяся система «Smart Tabs» непрерывно реагирует на величину давления воды, тогда как управляемая компьютером система ATC учитывает крен корпуса лодки и его баланс. Хотя обе системы созданы для самостоятельного принятия решений, они весьма существенно отличаются по принципу действия и несопоставимы по цене.

Гидрокрылья Если Вы не считаете, что транцевые плиты нужны вашей лодке, тогда возможно Вашему приводу на корме или подвесному мотору пригодится гидрокрыло. При меньших затратах гидрокрыло помогает судоводителю удерживать лодку в режиме глиссирования на меньших скоростях движения. Если же вдруг обнаружится, что лодка склонна подпрыгивать на волнах, то гидрокрыло стабилизирует положение подвесного мотора и, позволит удержать нос лодки опущенным. Кроме того, гидрокрыло снижает кавитацию винта. В то же время, поскольку в большинстве случаев гидрокрыло полностью находится в воде, оно добавляет трения о воду, слегка уменьшая максимальную скорость, с которой может двигаться лодка.
По материалам сайта Propeller Magazine. Перевод Павла Дмитриева

Способы установки транцевых плит

Существует расхожее выражение «Я признаю только две скорости — троллинг и полный газ!» После установки транцевых плит у Вас появится еще один режим скорости — «скорость устойчивого глиссирования».

Положительные аспекты от установки транцевых плит:

  • Возможности — повышение скорости, повышение равномерности движения по волнам, улучшение распределения груза, предотвращение прыжков по волнам и повышение тяги винта.
  • Эффективность — снижение потребления топлива, повышение равномерности работы двигателя.
  • Безопасность — улучшение обзора, уменьшение размеров создаваемой волны, упрощение управляемости, уменьшение ударной нагрузки на днище.

Принцип работы и эффективность

Транцевые плиты обычно состоят из двух регулируемых стальных пластин, устанавливаемых на транце судна. Положение пластин изменяется с помощью гидравлических патронов, которые могут поднимать и опускать пластины по команде судоводителя.

Представьте себе элероны и закрылки у самолета. Транцевые плиты обеспечивают такой же эффект для катера. Они увеличивают подъемную силу, что помогает компенсировать потерю скорости, неправильное распределение груза и состояние поверхности водоема. Когда плиты опущены, набегающий поток воды создает подъемную силу, поднимающую корму и тем самым уменьшающую трение движения корпуса катера в воде. Подъемная сила возрастает с увеличением площади пластины, угла ее наклона и скорости движения судна.

Выход на глиссирование

Для того чтобы выйти на глиссирование быстрее, водители катеров часто просят пассажиров перейти в переднюю часть судна. Получая дополнительную подъемную силу от транцевых плит, катер потратит меньше времени для выхода на глиссирование. При этом двигатель будет меньше загружен, меньше будет расходоваться топлива, а пассажиры смогут сидеть там, где им больше нравится.

Средство управления

Поскольку транцевые плиты устанавливаются по обе стороны кормы судна и могут отклоняться независимо, поперечным выравниванием катера можно управлять наклонением пластин на разный угол. Такое независимое управление пластинами позволяет исключительно эффективно выравнивать движение неравномерно загруженного небольшого катера.

Перевозка катера с транцевыми плитами

Эффект от работы транцевых плит небольшие катера ощущают значительно сильнее, чем крупные суда. Быстроходные катера с большим шагом винта могут использовать выравнивающие плиты для повышения скорости и устойчивости движения.

При буксировке одного или нескольких воднолыжников, выравнивающие пластины обеспечат более быстрый ход катеру без необходимости повышения мощности мотора.

На что нужно обращать внимание при покупке? Наиболее распространенная ошибка — приобретение транцевых плит меньшего, чем нужно, размера. Если пластина имеет недостаточную площадь, ее придется сильнее наклонять, чтобы добиться желаемого подъемного эффекта. Поэтому следует помнить: чем больше поверхность пластины, тем большую подъемную силу она создает при меньшем сопротивлении движению.

Транцевые плиты

Необходимость в приобретении плит возникла у меня, когда я поменял 2-х тактный мотор на 4-х тактный. Был мотор Сельва-50, который, кстати, оставил самые лучшие воспоминания, вес его составлял где-то 76 кг, поэтому нагрузка на транец была минимальной, стояночный крен на корму отсутствовал. Но у меня возникло решение о приобретении 4-х тактного мотора. Не буду вдаваться в подробности, зачем и почему, кто знает разницу между 2/4 тактами — тот поймет… Хочу заметить, что это решение никак не было связано с эксплуатацией Сельва-50. Как я уже говорил, он меня полностью устраивал и никогда не огорчал (эксплуатация 2 сезона), но данная модель 2-х тактная. На новый мотор средств не хватало. Рассматривал вариант приобретение б/у мотора. К сожалению, Сельвы на тот момент варианта б/у не оказалось. Поэтому, мой выбор пал на лодочный мотор другого производителя, мощностью 60 л.с. инжектор. Почему я задумался о приобретении транцевых плит?

Возникла такая ситуация. Вес мотора 120 кг (примерно), транцевая доска стала мощней 20 кг, врезал пластиковый бак на 55 л. от «Газели» вес полностью заправленного 35-40 кг, аккумулятор 18-19 кг, плюс 10-15 кг прочего, в сумме нагрузка на корму составила 190-200 кг. Появился стояночный крен. Лодка не килеватая, как говорят — плоскодонка см. характеристику Выход в режим глиссирования, в принципе, особых проблем не составлял (загрузка 1-2 чел.). Мощность мотора позволяла выводить лодку с малым дифферентом на корму. При большей загрузке выход занимал более продолжительное время. Но лодка была очень чувствительна к расположению груза и людей. Мне приходилось на ходу постоянно корректировать расположение. Иначе появлялся «дельфин» на полных и выше среднего оборотах, а иногда и боковая раскачка. Вот тогда я задумался, что надо что-то делать. Думал сделать кринолины, дабы увеличить смачиваемую поверхность, но это мне показалось уже слишком. Но как-то я «прогуливался» по сайту «Баджера» (частенько там нахожусь, жаль только, что не всегда бывает в наличии то, что требуется) и наткнулся на транцевые плиты «Smart Tabs®». Подумал, что данный вариант должен мне подойти. Раздумывал я ……. два года, никак не решался, а вдруг не оправдаются надежды? Где-либо разузнать про данные плиты не было возможности, только описание производителя, а производитель всегда нахваливает свой товар… Независимые пользователи мне тогда не встречались. Но вот на третий год раздумий я все же рискнул и мне, как ни странно, помогли в этом сапоги Muck Master, а как они мне помогли можно посмотреть здесь. По характеристикам и совету специалиста «Баджера» выбрал транцевые плиты ST980-40-ST. Получив плиты, я сразу ринулся их устанавливать, что оказалось не совсем просто. Описание вроде как понятно, но столкнулся с тем, что вопрос на какую высоту ставить крепеж толкателя остался в инструкции открытым. На рисунке поршень выдвинут, а у меня он был в сжатом состоянии, как я не пытался его выдвинуть — никак. Потом оказалось, что этот рисунок от более мощных плит. Теперь о главном. Что изменилось?

Накатал я пока часов 10 (начало сезона, 3 выезда). «Дельфин» исчез практически совсем, если не наглеть триммом, подъемом мотора до режима кавитации винта. Как только моя лодка пытается уйти в «дельфин», плиты сразу ставят ее на место. Теперь стало возможно поднимать мотор на ходу (в разумных пределах), а не ездить постоянно с поджатым. Что это дает? Увеличение скорости на 3-5 км при том же расположении рукоятки газа. К примеру, обороты двигателя 5000 , скорость 51 км в час, при подъеме триммом скорость увеличивается до 55 км в час при практически тех же оборотах, если плюс 50 оборотов в минуту (экономия топлива я думаю, получается), при 6000 можно разогнаться до 67-69 км в час без всякого дельфина и боковой раскачки. Один плюс — на лицо! При выходе в режим глиссирования, поведение лодки также изменилось. При загрузке 1-2 человек дифферент на корму отсутствует вообще, лодка стартует сразу по прямой, при меньших оборотах двигателя, чем без плит. При большей загрузке, максимальной, дифферент совсем небольшой и непродолжительный, а время выхода на глиссирование при этом уменьшилось также при меньших оборотах двигателя. Как следствие — экономия топлива и времени. Второй плюс. Поведение лодки на поворотах вообще глобально изменились. Просто супер! Моя лодка разворачивается практически на пятке, радиус минимальный. Провел эксперимент, адреналина хапнул, решил испытать плиты на поворотах. Выбрал узкую извилистую речушку 10-20 м шириной с поворотами практически 90 градусов, даже двойные присутствовали, сначала в одну, затем в другую сторону. Участок 2-3 км, конечно эксперимент опасный, но проверить плиты стоило (может придеться уходить от «погони»), обороты 5000, скорость около 50 км — больше не рискнул. Лодка вела себя предсказуемо, в поворот входила уверенно, разворачивалась почти на месте, только успевал крутить руль то туда, то сюда. Все в лодке летело кубарем, даже собака обалдела, да и дух захватывало. Долго я не рискнул продолжать такое движение — плиты проверил. А вот на среднем режиме, при 3500-4000 об., все спокойно, никакого экстрима. Третий плюс на лицо. Движение на волнении меня также удивило. Высота волны 50-70 см вообще не заметна при попутном ветре, можно двигаться быстрее ударов плоской частью днища почти нет, плиты поджимают носовую режущую часть к воде и не дают лодке спрыгнуть с волны, а плавно перекатывают на следующую, если раньше двигался при 3500 об./мин., то теперь 4500-5000 — можно спокойно, без выскакиваний и зарываний в волну. При встречной волне поведение лодки также изменилось к лучшему, не так трясет, опять же плиты прижимают нос лодки и килеватая мидельная часть лучше режет волну. Еще один плюс. Это конечно ощутимо для некилеватых на транце лодок, для килеватости от 15 градусов и выше это не проблема, транцевая часть днища и так хорошо режет волну, по моему мнению. Но зато я думаю для килеватых лодок с плитами можно экономить на мощности двигателя, ведь на такие лодки надо двигатель более мощный при тех же размерах, чем у не килеватых. Т.к. килеватые лодки плохо выходят на глиссер имея больший кормовой дифферент, поэтому его компенсируют более мощным мотором, а с плитами дифферент уменьшится, значит можно экономить бензин и на стоимости менее мощного мотора. Это мое мнение. Я не писатель, и может быть мое описание кому-то и не совсем понятно. Но все равно, можно сделать определенный вывод. И я его для себя сделал — плиты оправдали мои желания. Даже некоторые больше намеченного, при пока единственном минусе — надо всегда про них помнить при движении задним ходом. Действовать более аккуратно, при движении на опасных закоряженных мелководных участках, дабы просто-напросто их не оторвать. Плюсов все равно больше. Время покажет — сезон только начался. Если у кого есть желание поставить плиты, то попробуйте, думаю, что они оправдают себя. Если что, пишите. Что могу — подскажу… Автор статьи Чадов Владимир, Великий Новгород ([email protected])

Ссылка на основную публикацию
Похожее