Классификация яхт В настоящее время существует большое количество классификаций, групп и видов яхт, начиная от назначения заканчивая нюансами их характеристик. Как таковой единой классификации в мире нет.
Определение класса яхты может отличаться в разных странах, в зависимости от признанных стандартов. В этой статье мы постараемся максимально детально изучить данный вопрос и систематизировать различные виды классификации яхт.
Все яхты можно разделить по виду и форме корпуса на следующие классы:
- Одно-корпусные (1 корпус).
- Катамараны (2 корпуса)- у судна два корпуса, расположенных в виде полозьев саней, что значительно повышает устойчивость яхты.
- Тримараны (3 корпуса) — это судно, состоящее из 3-х корпусов, расположенных параллельно Центральный корпус выполняет роль общей палубы. Также тримаран может быть выполнен в виде одно-корпусной яхты в вынесенными по бортам двумя крупными поплавками. Устойчивость такого типа яхт ещё выше.
Далее каждый из этих видов можно распределить по типу привода на следующие категории:
- Моторные
- Парусные
- Моторно-парусные
Это судна абсолютно разных идеологических направлений.
Начнем по порядку. Моторные яхты сегодня принято систематизировать по уже устоявшимся «мировым стандартам классификации яхт», для которой необходимо соответствовать строго определенным стандартам, а так же иметь сертификацию фирмы-производителя, в полном соответствии с конкретными требованиями ЕС.
*СЕ- маркировка (аббревиатура от Conformite Europeenne (CE), в переводе с французского обозначающая- европейское соответствие), легализирующая факт полного соответствия данного изделия, на которое нанесена данная маркировка, основным директивам ЕС (Европейского Союза).
Классификация моторных яхт основывается на основном назначении яхты, которое определяется спецификациями изготовителя, согласно директиве Европейского Союза-RCD ( EU Recreational Craft Directive).
*EU RCD-это директива, которая определяет параметры моторных судов длинной от 2,5м (8ft) до 24м (78ft), применяется в отношении контроля качества и проектирования, и строительства данного типа судов. В директиве прописаны строго определенные стандарты и требования к данным видам яхт. (Параметры двигателей данных яхт, которые должны соответствовать критериям допустимой токсичности выхлопных газов, а так же соблюдения уровня шума. и т.д.) По данной директиве присваивается маркировка СЕ( см.выше)
Итак, существуют 4 группы моторных яхт, в соответствии с европейскими стандартами.
Путеводитель по классам яхт
Как любое транспортное средство, класс яхт разделяется на несколько разновидностей. Одни судна ориентированы на участие в профессиональных соревнованиях олимпийского масштаба,…
Как любое транспортное средство, класс яхт разделяется на несколько разновидностей. Одни судна ориентированы на участие в профессиональных соревнованиях олимпийского масштаба, другие предназначены для кругосветных путешествий, третьи – обучения или круизного отдыха.
Характеристики, определяющие классы яхт
Данные характеристики могут быть абсолютно разными, начиная от размеров, заканчивая габаритами отдельных ключевых элементов. Последние учитываются в обязательном порядке, когда речь идет о необходимости определить класс спортивных яхт, ведь от конкретных параметров напрямую зависят ходовые качества, скорость и назначение судна. Среди этих достижений особенно значимыми являются:
- Длина. Показатели сопротивления яхтенного корпуса обратно пропорциональны показателям длины. Это значит, что чем длиннее конструкция, тем большее ее скорость.
- Ширина. Показатели ширины взаимосвязаны с сопротивлением и остойчивостью. Помните основы физики? Они актуальны и здесь – широкое судно лучше держится на воде в сложных условиях.
- Осадка. Гоночные яхты с большей осадкой лучше лавируют (перемещаются под острым углом относительно ветра) и демонстрируют хорошую остойчивость.
- Высота борта над водой. Для мореходной яхты высокие борта необходимы. Таким образом, увеличение этих показателей обеспечивают лучшую обитаемость судна.
- Водоизмещение (вес). Тяжелая яхта вызывает большее сопротивление водной поверхности при движении. Одновременно с этим она остойчива и мореходна.
- Парусность. Когда речь идет про классы парусных яхт, большая площадь парусности положительно влияет на показатели возможной скорости. Судно с большими парусами развивает скорость быстрее.
По типу передвижения судна выделяются парусные и моторные классы яхт. Средняя потенциально возможная скорость моторных – 40 узлов (72,8 километров). Такая модель создается преимущественно из стеклопластика. Он гарантирует долговечность и износостойкость. По большей части моторный класс спортивных яхт или суден для отдыха относится к категории дорогих. Конструкции проектируют и строят на заказ, включая эксклюзивную отделку и оснащение. Кстати, владельцы таких суден могут забыть о «морской болезни». Как и в хорошем автомобиле, на палубе этих плавательных средств качка совсем не чувствуется за счет наличия стабилизаторов.
Образцы моторных яхт можно найти в частных флотах, принадлежащих миллиардерам из разных стран мира. Так, владельцами дорогих моторных яхт в России являются и Роман Абрамович, и Дмитрий Медведев и другие представители «отечественной элиты». Например, самой большой моторной VIP-яхтой в России признана модель Ocean Victory, принадлежащая Виктору Рашникову (30-е место в рейтинге Forbes). Что касается мирового рейтинга, то в нем 140-метровая «Победа» занимала 9-е место еще в 2014-м году. Эта модель нагляднее всего объясняет, насколько комфортабельным и современным может быть оснащение моторной яхты: 7 палуб, 6 бассейнов, площадка для приземления вертолета, СПА-комплекс, лифт, гараж для 14-метрового тендера… Надо ли продолжать этот список?
Классы яхт
Различные классы парусных яхт предусматривают наличие или отсутствие кают, хардтопов, настроек скоростей. Также различается и оснащение конструкции. Конкретный класс яхт с парусами можно определить в зависимости от их назначения. Для чего построена конструкция? Как именно она будет использоваться, и где покажет лучшие качества? С этой точки зрения существует 3 базовых категории:
Спортивные швертботы
Как говорят профессиональные яхтсмены: «Кто гонялся на швертботе, сможет гоняться на чём угодно». Все азы яхтинга максимально наглядно познаются на этих быстрых и компактных яхтах.
«Оптимист» (Optimist)
Первая лодка, на которой занимаются дети в возрасте 6-7 лет. Внешне похожий на квадратное корыто, этот монотип имеет отличную мореходность. Редкое в наше время шпринтовое вооружение (тонкая рейка, упирающаяся в мачту, держит верхний угол четырехугольного паруса) дает возможность прикоснуться к истории паруса. Начиная с 1965 года, международная ассоциация класса проводит множество регат, включая первенство мира, и следит за соблюдением производителями правил постройки.
Длина: 2,31 м Ширина: 1,13 м Вес корпуса: 35 кг Осадка с/без шверта: 0,84/0,13 м Площадь парусов: грот 3,3 м2 Экипаж: 1 человек Страна и год создания: Дания, 1961
«Зум 8» (Zoom 
В 1992 году финский конструктор Хенрик Сегеркранц (Henrik Segercrantz) построил альтернативу «Оптимисту» — «Зум 8». Стеклопластиковый монотип с вооружением типа «кэт» уже похож не на «корыто», а на настоящую спортивную яхту. Главное — «Зум 8» имеет все основные настройки паруса, доступные на больших лодках. Оптимальный вес рулевого от 35 до 65 килограмм. Так что, начав гоняться ещё ребёнком, юные спортсмены могут продолжать карьеру вплоть до 18 лет.
Длина: 2,65 м Ширина: 1,45 м Вес корпуса: 35 кг Осадка с/без шверта: 0,9/0,2 м Площадь парусов: грот 4,8 м2 Экипаж: 1 человек Страна и год создания: Финляндия, 1992
«Лазер» (Laser)
В 1969 году канадский конструктор Брюс Кирби (Bruce Robert William Kirby) создал швертбот, ставший одним из самых успешных массовых монотипов в мире. Задуманный как одиночка с максимально упрощенными настройками, он получился быстрой и атлетичной лодкой. Простота конструкции и низкие требования к начальной квалификации яхтсмена позволили «Лазеру» быстро завоевать популярность. Большой гоночный потенциал, заложенный конструктором, привёл к тому, что с 1996 года класс присутствует на Олимпийских играх как мужская одиночка. В 2008 году олимпийским стал и женский вариант — «Лазер Радиал» (Laser Radial): на тот же корпус установили укороченную мачту с парусом площадью 5,76 м². Новинка сменила в олимпийском цикле менее удачливую «Европу» (Class Europe). Убедившись в успехе такого подхода, следующим шагом стало создание Laser 4.7 с ещё меньшим парусом, предназначенным для совсем юных спортсменов. Главное преимущество данной конструкции перед Zoom 8 — вся наработанная яхтсменом техника благополучно переносится на старший «Лазер». Кроме того, для начала тренировок понадобится приобрести лишь новый парус и одну из двух частей мачты. Не удивительно, что небольшие парусные школы по всему миру по достоинству оценили такой подход, и «Лазер» уверенно держит пальму первенства по размеру флота среди олимпийских классов.
Длина: 4,23 м Ширина: 1,37 м Вес корпуса: 59 кг Осадка с/без шверта: 0,88/0,2 м Площадь парусов Laser/Laser Radial/Laser 4.7: грот 7,06/5,76/4,7 м2 Экипаж: 1 человек Страна и год создания: Канада, 1969
«Финн» (Finn)
Ещё один долгожитель имеет парусное вооружение «кэт». В 1949 году его сконструировал швед Рихард Сарби (Rickard Sarby). Уже через три года Finn оказался в олимпийской программе. За прошедшие годы этот класс, оставаясь строгим монотипом, сумел пережить целую технологическую революцию. Фанера и дакрон сменились на углепластик и ультрасовременные ламинаты. Существенно изменился и облик самих спортсменов. Если раньше «Финн» был лодкой «тяжеловесов», то современный рулевой может находиться в средней весовой категории, но должен быть в превосходной физической форме. Он стал одним из первых классов, где официально разрешили «пампинг» — греблю парусом. И теперь даже в слабый и средний ветер спортсмену приходится постоянно совершать значительную физическую работу. Лодка имеет множество настроек и, как следствие, требует высокого мастерства яхтсмена.
Длина: 4,5 м Ширина: 1,5 м Вес корпуса: 107 кг Осадка с/без шверта: 0,84/0,15 м Площадь парусов: грот 10,2 м2 Экипаж: 1 человек Страна и год создания: Швеция, 1949
Если в швертботах-одиночках всё, что вам понадобится — это вы сами и лодка, то для идущих за ними так называемых двоек уже требуется экипаж. Судовые роли поделены довольно просто: матрос и рулевой. Причем взаимодействие в этой паре должно быть на интуитивном уровне.
Классический пример швертбота-двойки. Спроектированный в 1963 году французом Андрэ Корню (André Cornu), монотип пробился на Олимпиаду в 1976 году. Оптимальное количество регулировок в комбинации с разумной площадью парусности позволяют экипажу легко перенастраивать лодку и сосредоточиться на управлении. С одной стороны, 470 прощает многие ошибки, что позволяет спортсменам начинать свой путь в двойках именно с этой лодки. С другой, для победы на соревнованиях техника управления и понимание работы с парусами должны быть безупречными. Лодка оснащена трапецией для матроса: без неё эффективно откренить такую площадь парусности уже невозможно. Начиная с Олимпиады 2021 лодка 470 станет миксом: экипажи будут смешанными, то есть состоящими из мужчины и женщины.
Классы парусных яхт
Первый признак, по которому классифицируют парусные яхты — тип этих яхт. Здесь все просто — существуют три типа:
Крейсерские парусные яхты
Яхты средней длины (10-15 метров), с расположением кокпита, как правило, по середине. Предназначены такие парусные судна для крейсерских путешествий на различные расстояния. Никакой речи о спортивном интересе здесь не пойдет. Покупая крейсерскую парусную яхту, лучше всего стоит задуматься о каком-либо романтическом путешествии со своей возлюбленной. Или, если у вас уже есть дети, то можно запросто устроить семейный отдых, который придется каждому по душе. Дети могут играть на палубе, пока жена загорает. Вы можете отдыхать в одной из кают. Каждый найдет чем заняться на отдыхе. Если вы хотите взглянуть на парусные яхты со средиземноморском кокпитом, то перейдите по ссылке.
Гоночные парусные яхты
Гоночные судна также делятся на множество подтипов, о которых вы можете прочитать в специальной статье. На нашем сайте представлены основные виды таких яхт: Спортивные килевые монотипы, а также Спортивные швертботы. Швертботы — небольшие спортивные судна с одной мачтой, которые покажутся довольно сложными в управлении. Это те судна, которыми спортсмены управляют зачастую стоя на краю. С килевыми монотипами дела обстоят куда проще: такие яхты мало чем внешне отличаются от крейсерских парусных яхт. Они предназначены для гонок на небольших дистанциях.
Классификация моторных яхт
Класс А (океанские) | Выдерживают силу ветра до 20,7 м/сек и волну более 4 метров. Они имеют все необходимое оборудование и автономные генераторы для длительного плавания. |
Класс B (морские) | Могут преодолеть волну менее 4 метров при сопоставимой с классом А силе ветра. |
Класс С (прибрежные) | Преимущественно используются в дельтах рек, прибрежных водах, каналах, где высота волны не превышает 2 метров при силе ветра до 13,8 м/сек. |
Класс D (катера) | В отличие от предыдущего класса могут эксплуатироваться лишь при благоприятном прогнозе погоды и на малые расстояния от береговой линии. |
Итоговые результаты молодежного Чемпионата мира по парусному спорту
Вчера, 20 декабря, в Новой Зеландии завершился Молодежный Чемпионат мира World Sailing — Youth Sailing World Championship.
В регате принимали участие 389 спортсменов из 65 стран, среди которых и россияне: Валерия Ломатченко и Даниил Крутских (Лазер-радиал), Мариам Сехпосян и Илья Киричук (RS:X), Зоя Новикова и Диана Сабирова (29-й).