Постройка мотолодки методом «Stitch&Glue» («Сшей и склей»).
Давно думаю построить небольшую моторную лодку, чтобы кататься по нашему заливу и иметь возможность возить на телеге за автомашиной в заливы соседние.
Воплощению мешает во-первых лень, во-вторых, наличие небольшой надувной лодки с 2-х сильным подвесным мотором, а главное, предчувствие всевозможных проблем: подбор материала, выбор проекта, поиск места для строительства, места для стоянки и т.п., я не столяр и не плотник, у меня нет ни сарая, ни гаража. Но все-таки я, кажется, уже втянулся и начал, пока теоретически, решать для себя эти вопросы.
Как делать?
Как-то давным-давно, в одном из номеров КиЯ я узнал о методе постройки корпуса лодки при котором не нужен стапель, не нужна «разбивка плаза», не нужно «причерчивание поясьев обшивки по месту». Нужно лишь вычертить по шаблону заготовки днища и бортов, потом скрепить эти части между собой проволочными скрепками и проклеить вдоль все швы полосами стеклоткани на эпоксидном клее. После чего в уже готовую скорлупу вставить и таким же способом приклеить заранее вырезанные и собранные переборки и шпангоуты. Подобный проект можно посмотреть и на этом сайте.
Позже, из интернета, я узнал, что способ этот называется stitch&glue, то есть «сшей и склей», и что огромное число самодельщиков во всем мире давно и успешно применяет его для строительства самых разных лодок. Даже стыковку листов фанеры для получения длинных заготовок делают таким же способом, а не методом «стыковка на ус» или «с подкладной планкой». Получается, что не имея никаких специальных навыков по деревообработке, можно сравнительно легко и быстро построить корпус лодки! Причем все заготовки остаются плоскими до самого момента сборки корпуса — их можно даже в квартире выпиливать и хранить.
Из чего делать?
Конечно же из фанеры! Но я еще не видел в нашем городе в свободной продаже водостойкую фанеру. На одном из форумов (к сожалению, сейчас неработающем) прочитал, что парни построили для своей летней турбазы несколько лодок из обычной строительной фанеры, оклеили их стеклотканью и ходят на них уже несколько лет. Мне кажется, это вполне можно применить. (Через пару лет, скорее всего выяснится, что лодка оказалась не совсем «правильной» и нужно делать другую.) Отпадает еще одна «причина» отложить строительство — нет водостойкой, можно построить из обычной. На самом деле, водостойкая фанера во Владивостоке продается, хотя и не постоянно в наличии в каждом конкретном магазине. (Прим. автора сайта.)
Что делать?
Поскольку собственного опыта эксплуатации моторных лодок у меня нет, я с интересом изучал мнения других, более опытных товарищей, особенно понравилось обсуждение «народной лодки» на форуме. Я решил, что мне нужна лодка длиной 4 — 4.5 м, 4-х местная, под мотор 30-50л.с. Собственно, именно такие лодки когда-то выпускались советской промышленностью. Но их больше не делают. Да и мне показалось, что для моря они не очень-то подходят.
Есть у меня книга, друзья подарили, называется «15 проектов судов для любительской постройки», наверное самого первого издания — 1974г. В этой книге есть проект мотолодки «Косатка» — он мне понравился. Но описанная в книге технология, никакая не stitch&glue, а самая что ни на есть классическая — никаких выкроек — только «теоретический чертеж» и «конструктивный чертеж корпуса и сечения по шпангоутам». Дочитав до фразы: «При разметке на плазе 4-го и 5-го шпангоутов и транца необходимо сначала нанести положение точки скулы, затем по горизонтали внутрь от нее отложить ширину скулового брызгоотбойника, а по вертикали — его высоту и соединить концы . » , я понял, что мне нужен другой проект.
«Собственный» проект.
И я вспомнил про найденный несколько лет назад сайт некоего Роберта Лайна (буду называть его так, ибо по французски читать не умею, а он, похоже, француз). Он написал программу Carene 5.0, предназначенную для расчета выкроек корпуса лодки из листового материала — фанеры или металла. И он эту программу предлагает всем любителям безвозмездно, то есть даром. В этой программе, задав несколько параметров — длину, ширину на миделе и на транце, угол килеватости, угол развала бортов, и т.д., можно получить пары координат XY по которым вычертить заготовки днища, бортов, транца, палубы и 80-ти шпангоутов. Правда, в примерах рассматривались водоизмещающие корпуса для гребных лодок или яхт, но я решил попробовать перенести основные размерения лодки «Косатка» в программу. Вот что получилось:
Я несколько увеличил развал бортов, да и форштевень не очень похож, в общем никакая это не «Косатка» — ну и ладно, вроде выглядит не так уж плохо. Вышло на первый взгляд, что из 2-х склеенных в длину стандартных (1.22х2.44) листов фанеры получатся обе заготовки днища, а из двух других — заготовки бортов.
Можно рассчитать вариант с завалом верхней части бортов внутрь:
Будет и красивее и прочнее, но это же столько дополнительных усилий по вычерчиванию, вырезанию и склеиванию. Лучше потом сделаю крепкий привальный брус.
Проверка на модели.
Опять сомнения — можно ли доверять этим длинным колонкам XY и XYZ-координат, выданных программой? Типа таких:
И что еще придется досчитывать или достраивать по месту на реальной лодке?
Как-то на форуме, желающим делать лодку из АМГ, посоветовали сначала построить радиоуправляемую фанерную модель и испытать ее. Идея мне показалась неплохой, правда, я саму лодку-то из фанеры делать собрался. Но проверить на модели было бы неплохо. Я ввел пересчитанные в масштабе 1:4 данные в программу и получил результат:
Осталось набрать на работе кучу картонных коробок, распечатать все необходимые таблицы, купить свежие лезвия для ножа и — вперед!
Сперва прикинул на эскизе места установки практических шпангоутов.
Выбрал из 80-ти, рассчитанных программой, 7 штук подходящих по месту, вычертил их и вырезал из толстого картона.
Потом сделал заготовки днища и бортов — длинные полосы из кусков тонкого картона, склеенныx с помощью «подкладных планок» — и начал рисовать точки в соответствии с распечатками координат. При вычерчивании борта, обратил внимание на совпадение количества теоретических шпангоутов (80 шт.) с количеством точек задающих кривые на чертеже выкройки борта. На всякий случай, соединил линиями точки на выкройке, номера которых совпадали с номерами моих практических шпангоутов — похоже эти линии задают положения шпангоутов. Потом начал вычерчивать выкройку днища и засомневался в предыдущей догадке — от кормы до примерно середины лодки линии, вроде, совпадали с местами установки шпангоутов, но дальше к носу куда-то съехали и стали проходить не поперек выкройки, а по диагонали! Отложил эту задачку на потом.
Соединил вместе заготовки днища, потом прикрепил борта и транец. Вместо металлической проволоки использовал тонкие полоски бумажного скотча.
Все совпало!
Особенно понравилось, как точно состыковались все четыре заготовки в носу (я склеивал от кормы к носу).
Установка шпангоутов.
Дальше пора было устанавливать шпангоуты, и тут как раз возникла та самая задачка с определением точного места их установки. Если не разметить места установки шпангоутов на выкройке, то как их потом устанавливать. В описании программы ничего про это не нашел. Много думал :о). Потом нашел e-mail Роберта Лайна и написал ему такое письмо (лиц, владеющих английским языком, прошу сильно не смеяться):
Через день пришел ответ:
То есть, оказывается, я правильно догадывался — прочерченные мною на выкройках бортов линии, и есть места установки шпангоутов. А на выкройке днища, пользуясь данными программы, можно разметить места установки шпангоутов только от кормы до миделя. В принципе, достаточно и линий на бортах — я начал устанавливать шпангоуты.
Постройка мотолодки методом»Stitch&Glue» («Сшей и склей»).
Давно думаю построить небольшую моторную лодку, чтобы кататься по нашему заливу и иметь возможность возить на телеге за автомашиной в заливы соседние.
Воплощению мешает во-первых лень, во-вторых, наличие небольшой надувной лодки с 2-х сильным подвесным мотором, а главное, предчувствие всевозможных проблем: подбор материала, выбор проекта, поиск места для строительства, места для стоянки и т.п., я не столяр и не плотник, у меня нет ни сарая, ни гаража. Но все-таки я, кажется, уже втянулся и начал, пока теоретически, решать для себя эти вопросы.
Как делать?
Как-то давным-давно, в одном из номеров КиЯ я узнал о методе постройки корпуса лодки при котором не нужен стапель, не нужна «разбивка плаза», не нужно «причерчивание поясьев обшивки по месту». Нужно лишь вычертить по шаблону заготовки днища и бортов, потом скрепить эти части между собой проволочными скрепками и проклеить вдоль все швы полосами стеклоткани на эпоксидном клее. После чего в уже готовую скорлупу вставить и таким же способом приклеить заранее вырезанные и собранные переборки и шпангоуты. Подобный проект можно посмотреть и на этом сайте.
Позже, из интернета, я узнал, что способ этот называется stitch&glue, то есть «сшей и склей», и что огромное число самодельщиков во всем мире давно и успешно применяет его для строительства самых разных лодок. Даже стыковку листов фанеры для получения длинных заготовок делают таким же способом, а не методом «стыковка на ус» или «с подкладной планкой». Получается, что не имея никаких специальных навыков по деревообработке, можно сравнительно легко и быстро построить корпус лодки! Причем все заготовки остаются плоскими до самого момента сборки корпуса — их можно даже в квартире выпиливать и хранить.
Из чего делать?
Конечно же из фанеры! Но я еще не видел в нашем городе в свободной продаже водостойкую фанеру. На одном из форумов (к сожалению, сейчас неработающем) прочитал, что парни построили для своей летней турбазы несколько лодок из обычной строительной фанеры, оклеили их стеклотканью и ходят на них уже несколько лет. Мне кажется, это вполне можно применить. (Через пару лет, скорее всего выяснится, что лодка оказалась не совсем «правильной» и нужно делать другую.) Отпадает еще одна «причина» отложить строительство — нет водостойкой, можно построить из обычной. На самом деле, водостойкая фанера во Владивостоке продается, хотя и не постоянно в наличии в каждом конкретном магазине. (Прим. автора сайта.)
Что делать?
Поскольку собственного опыта эксплуатации моторных лодок у меня нет, я с интересом изучал мнения других, более опытных товарищей, особенно понравилось обсуждение «народной лодки» на форуме. Я решил, что мне нужна лодка длиной 4 — 4.5 м, 4-х местная, под мотор 30-50л.с. Собственно, именно такие лодки когда-то выпускались советской промышленностью. Но их больше не делают. Да и мне показалось, что для моря они не очень-то подходят.
Есть у меня книга, друзья подарили, называется «15 проектов судов для любительской постройки», наверное самого первого издания — 1974г. В этой книге есть проект мотолодки «Косатка» — он мне понравился. Но описанная в книге технология, никакая не stitch&glue, а самая что ни на есть классическая — никаких выкроек — только «теоретический чертеж» и «конструктивный чертеж корпуса и сечения по шпангоутам». Дочитав до фразы: «При разметке на плазе 4-го и 5-го шпангоутов и транца необходимо сначала нанести положение точки скулы, затем по горизонтали внутрь от нее отложить ширину скулового брызгоотбойника, а по вертикали — его высоту и соединить концы …»
, я понял, что мне нужен другой проект.
«Собственный» проект.
И я вспомнил про найденный несколько лет назад сайт некоего Роберта Лайна (буду называть его так, ибо по французски читать не умею, а он, похоже, француз). Он написал программу Carene 5.0, предназначенную для расчета выкроек корпуса лодки из листового материала — фанеры или металла. И он эту программу предлагает всем любителям безвозмездно, то есть даром. В этой программе, задав несколько параметров — длину, ширину на миделе и на транце, угол килеватости, угол развала бортов, и т.д., можно получить пары координат XY по которым вычертить заготовки днища, бортов, транца, палубы и 80-ти шпангоутов. Правда, в примерах рассматривались водоизмещающие корпуса для гребных лодок или яхт, но я решил попробовать перенести основные размерения лодки «Косатка» в программу. Вот что получилось:
Я несколько увеличил развал бортов, да и форштевень не очень похож, в общем никакая это не «Косатка» — ну и ладно, вроде выглядит не так уж плохо. Вышло на первый взгляд, что из 2-х склеенных в длину стандартных (1.22х2.44) листов фанеры получатся обе заготовки днища, а из двух других — заготовки бортов.
Можно рассчитать вариант с завалом верхней части бортов внутрь:
Будет и красивее и прочнее, но это же столько дополнительных усилий по вычерчиванию, вырезанию и склеиванию!!! Лучше потом сделаю крепкий привальный брус.
Проверка на модели.
Опять сомнения — можно ли доверять этим длинным колонкам XY и XYZ-координат, выданных программой? Типа таких:
Half Transom development created with Carene50 Lower part Y Z 00,00 00,00 01,48 00,46 02,97 00,92 04,45 01,38 05,94 01,84 07,42 02,30 08,91 02,76 10,39 03,22 11,88 03,68 13,36 04,14 14,84 04,60 19,87 17,22 00,00 17,22 Upper part Y Z 0,000 1,722 1,987 1,722 1,987 1,723 0,000 1,723 EOF
И что еще придется досчитывать или достраивать по месту на реальной лодке?
Как-то на форуме, желающим делать лодку из АМГ, посоветовали сначала построить радиоуправляемую фанерную модель и испытать ее. Идея мне показалась неплохой, правда, я саму лодку-то из фанеры делать собрался. Но проверить на модели было бы неплохо. Я ввел пересчитанные в масштабе 1:4 данные в программу и получил результат:
Осталось набрать на работе кучу картонных коробок, распечатать все необходимые таблицы, купить свежие лезвия для ножа и — вперед!
Сперва прикинул на эскизе места установки практических шпангоутов.
Выбрал из 80-ти, рассчитанных программой, 7 штук подходящих по месту, вычертил их и вырезал из толстого картона.
Потом сделал заготовки днища и бортов — длинные полосы из кусков тонкого картона, склеенныx с помощью «подкладных планок» — и начал рисовать точки в соответствии с распечатками координат. При вычерчивании борта, обратил внимание на совпадение количества теоретических шпангоутов (80 шт.) с количеством точек задающих кривые на чертеже выкройки борта. На всякий случай, соединил линиями точки на выкройке, номера которых совпадали с номерами моих практических шпангоутов — похоже эти линии задают положения шпангоутов. Потом начал вычерчивать выкройку днища и засомневался в предыдущей догадке — от кормы до примерно середины лодки линии, вроде, совпадали с местами установки шпангоутов, но дальше к носу куда-то съехали и стали проходить не поперек выкройки, а по диагонали! Отложил эту задачку на потом.
Соединил вместе заготовки днища, потом прикрепил борта и транец. Вместо металлической проволоки использовал тонкие полоски бумажного скотча.
Все совпало!
Особенно понравилось, как точно состыковались все четыре заготовки в носу (я склеивал от кормы к носу).
Установка шпангоутов.
Дальше пора было устанавливать шпангоуты, и тут как раз возникла та самая задачка с определением точного места их установки. Если не разметить места установки шпангоутов на выкройке, то как их потом устанавливать. В описании программы ничего про это не нашел. Много думал :о)… Потом нашел e-mail Роберта Лайна и написал ему такое письмо (лиц, владеющих английским языком, прошу сильно не смеяться):
Thank You very much for you CAD software. I want to build my own boat for a long time. Resently I find info about stitch and glue method, and find that it is applicable for me. May be I’ll build boat next summer. I’m going to use Carene 5.0 for hull designing. I even built 1:4 model of my boat from cardboard — looks fine. But I don’t understand, can I mark places for stations on developed planks, when they are flat yet? First, I thought, that x-coordinate of any plank’s point number fits to corresponding station number. But now I see it’s not right. Does any way exists to draw lines on the planks — where stations will be attached. Yours sincerely. Pavel Kryzhny. Vladivostok, Russia.
Через день пришел ответ:
То есть, оказывается, я правильно догадывался — прочерченные мною на выкройках бортов линии, и есть места установки шпангоутов. А на выкройке днища, пользуясь данными программы, можно разметить места установки шпангоутов только от кормы до миделя. В принципе, достаточно и линий на бортах — я начал устанавливать шпангоуты.
Палубу и пайол тоже вырезал по таблицам, полученным из программы. Нужно ли говорить, что и палуба и пайол точно совпали с местами их установки. Детали рецесса, и рундуки-подставки под сиденья я вымерял и вырезал по расчетам и вспомогательным чертежикам (можно было просто «по месту»)
Интересное наблюдение — разметка, вырезание, сшивание и склеивание собственно «скорлупы» корпуса занимает гораздо меньше времени (около 20%), чем последующее обустройство: шпангоуты и переборки, палуба, рецесс, рундуки и пайолы и.т.п.
Установка реданов.
Я так увлекся сборкой корпуса, что совершенно забыл про продольные реданы: как разметить на днище линии для их установки. Пришлось вырезать для эксперимента еще одну выкройку днища. От кормы до миделя все, вобщем-то, понятно — поделил ширину на 3 — и получил координаты линий для 2-х реданов. А дальше к носу? Возможны 4 основных варианта, и куча промежуточных.
Мне показалось, что проще всего разметить по 3-му. Посоветовавшись с уважаемыми участниками форума, убедился, что 3-й вариант не хуже других, а разметить его проще всего — соединил отрезками все одноименные (точнее, однономерные) точки на верхней и нижней линях выкройки днища, поделил отрезки на 3, и прочертил по полученным точкам линии для 2-х продольных реданов.
Приложил выкройку к днищу — вроде выглядит прилично.
В общем, пора покупать фанеру и электролобзик.
Продолжение, надеюсь, последует…
Сшей и склей
Реечная технология деревянного судостроения известна уже давно. Это логическое продолжение клинкерной технологии где доски или рейки кладутся в стык или в гладь. Новый толчок развитию реечной технологии дало появление новых клеевых составов, в частности, на эпоксидной основе. Именно такую технологию стали широко применять в яхтостроении середины XX века.
Для начала строительства корпуса понадобится стапель со шпангоутами. Стрингеры не нужны. Рейки кладутся примерно параллельно привального бруса и склеиваются между собой эпоксидным клеевым составом. Допускается применение и металлического крепежа. В результате получается корпус с круглоскулыми обводами.
Шпангоуты задают поперечную жесткость. Продольную жесткость обеспечивает сам корпус. Основными достоинствами корпусов является высочайшая прочность, эстетичность, и главное, что отличает реечные деревянные корпуса от традиционных клинкерных — полная герметичность. Гладкий реечный корпус может быть покрыт стеклопластиком снаружи.
Внутри защищается эпоксидной пропиткой, окрашивается или покрывается эпоксидным гелькоутом. Срок службы таких корпусов может превышать 30 лет. Технология применяется нами для строительства шлюпок Ял. Есть также проекты яхт и катеров, корпус которых изготавливается по реечной технологии.
Еще одна из деревянных технологий создания корпуса с круглыми обводами — так называемая диагональная ламинация. Ее развитие также сопряжено с успехами химической промышленности в части смол и клеев. Мы применяем современные компаунды на эпоксидной основе.
Для начала на стапель выставляются шпангоуты и стрингеры, задающие обводы корпуса. Далее под некоторым углом (обычно 40-50 градусов) начинают в стык настилаться рейки или полоски из фанеры. Фанера может быть любой от ФК и ФСФ до авиационной и морской. Что же касается реек, обычно применяется кедр.
Щели тщательно шпаклюются. Затем перпендикулярно первому слою наносится второй слой, затем при
необходимости, третий и т.д. Технология может применяться и в сочетании с реечной обшивкой.
В результате получается корпус с отменными прочностными характеристиками. Это уже очень близко к пластиковому корпусу, но за счет применения эпоксидных смол, срок службы ламинированного корпуса измеряется десятками лет.
Данную технологию мы применяем для строительства больших шлюпок, водоизмеющающих катеров и парусных яхт. В результате получается корпус с отменными прочностными характеристиками.
Технология формования корпуса лодки в матрицах — следующий шаг к массовому производству корпусов лодок.
Технология отлично подходит для тиражирования корпусов лодок с круглоскулыми обводами. Граненые обводы в чистом виде не могут быть воспроизведены технологией, однако могут быть произведены довольно близкие к ним варианты с чуть закругленными или выступающими гранями.
Технология отлично подходит для «тримаранных» обводов корпуса и обратных эреданов.
Маломерные суда по всем вышеперечисленным технологиям представлены в нашем каталоге.
Корпус изготавливается из листового ПНД, который содержет в составе специальные добавки для повышенной UV-защиты. Сборка корпуса осуществляется на жестком стапеле методом экструзионной сварки по ГОСТ.
Швы обрабатываются специальным образом для придания эстетичного внешнего вида – в итоге их практически не заметно.
И внутри и снаружи лодки из ПНД устойчивы к истиранию, ультрафиолету и химии. Есть возможность нанесения на отдельные части корпуса специальной виниловой пленки различных цветов.
Некоторые элементы интерьера (банки, слани) могут быть выполнены из дерева «под лак» с сохранена естественная текстура.
Что нам нужно
Набор инструментов
Приступая к работе, нам следует позаботиться о наличии всех необходимых инструментов.В принципе, набор потребуется простой:
Выпиливать заготовки удобнее всего дисковой пилой
- пила по дереву (дисковая или сабельная);
- электролобзик с набором полотен;
- шлифовальная машинка с насадками для обработки фанеры;
- дрель и сверла разного диаметра;
- шуруповерт;
- струбцины для фиксации склеиваемых деталей;
Вместо струбцин в некоторых случаях подойдут зажимы для бумаги
- ручной инструмент – молотки, пассатижи, стамески и т.д.
- измерительный инструмент – рулетка и уровень.
Работы лучше выполнять в свободном гараже или мастерской. В принципе, детали можно собирать и на полу, но работать будет куда удобнее, если мы из бруса и толстых досок сконструируем специальные козлы, на которых и будут размещаться все элементы нашей будущей лодки.
Подбор материалов
Проекты лодок из фанеры, в изобилии представленные в интернете, предполагают использование самых разных материалов. Мы рассмотрим одну из наиболее простых модификаций, поскольку новичкам лучше отрабатывать методики на несложных образцах.
Заготовки для работыДля постройки судна нам будут нужны:Фанера для лодки должна соответствовать ряду требований:К ним относятся:
Чертежи лодки и перенос их на материал
Прежде чем приступать к закупке материалов, нам будут нужны чертежи лодок из фанеры. Строить схему плоскодонки или туристической байдарки самостоятельно стоит только в том случае, если у вас есть достаточный опыт, и вы четко понимаете, какого размера вам нужна лодка, и какую конструкцию она обязана иметь. Новичку же лучше воспользоваться готовым проектом – благо, найти его в сети не составит труда.
Чертежи лодки из фанеры с крупными схемами устройства основных узловИтак, перед тем как из фанеры сделать лодку, поступаем следующим образом:
- На основе чертежей делаем шаблоны нужной формы и размера из оберточной бумаги или старых обоев.
- Выкройка лодки из фанеры прикладывается к деревянной панели и обводится по контуру.
- Точно так же шаблоны используются для разметки досок и брусьев, из которых будет делаться внутренний каркас.
Еще одна схема: плоскодонка с фанерными бортами и дощатым днищемПри переносе размеров на заготовки мы с высокой вероятностью столкнемся с трудностями. Связано это с тем, чтоб стандартный размер фанерного листа (максимум 3000 мм по длине) часто бывает меньше, чем запланированные габариты лодки. В этом случае нам необходимо освоить методику склейки фанеры:Торцы двух деталей подгоняем друг к другу.
- Аккуратно стесываем края на длину, превышающую толщину листа примерно в 7 – 8 раз.
- Полученные скосы смазываем столярным или полимерным клеем и надежно зажимаем струбцинами.
- После полной полимеризации клея мы получаем достаточно длинный лист с прочным соединением «на ус».
Схема склейки фанерных листов
- электрический лобзик;
- молоток;
- топор;
- струбцины (и скорее всего, очень много – как минимум 10 штук);
- кисти, шпатель металлический, шпатели резиновые;
- шуруповерт;
- рубанки ручные или электрорубанок;
- отвертки;
- стамески;
- степлер;
- пилы ручные и электрическая циркулярная пила;
Строим яхту своими руками.
Если вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов, дрейфующих в плотном тумане, и напряженно искать зарницу долгожданного маяка, — вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть, как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле…
После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом. Но если поблизости нет яхт -клуба и даже не окажется простой шлюпки, пригодной для плавания под парусами, и если вы как настоящий яхтсмен не только з накомы с началами корабельной архитектуры, но и умеете держать в руках рубанок, зубило и парусную иглу, — вас наверняка станет преследовать мысль о самостоятельной постройке собственной яхты – яхты своей мечты…
Долгими зимними вечерами вы будете искать в журналах и книгах чертежи такой яхты, которая отвечала бы всем вашим требованиям. Когда же вы убедитесь в том, что ни одна из существующих яхт не оказалась тем идеальным судном, которое вы уже создали в своих мечтах, вам придется приколоть лист ватмана на доску и, вооружившись карандашом, стать конструктором…
Мой «грозный» сторож.
Кнопки интересных блогов.
Составление чертежа
Составление чертежа фактически самый главный этап постройки судна. В отдельных случаях рекомендуется использовать чертежи, выкладываемые на сайтах и находящиеся в открытом доступе. Но и здесь необходимо проявлять максимальную внимательность и представлять все этапы роботы и составные элементы судна.Масштабный чертеж рекомендуется строить на миллиметровой бумаге, такое построение позволит просчитать все детали корпуса.Этап построения общего эскиза чертежа можно представить следующим алгоритмом:
- проводится осевая или диаметральная плоскость, это линия, делящая корпус по длине на две равные части. Поскольку лодка имеет симметричное изображение, то чертеж требует идеальной подгонки всех элементов.
- диаметральная плоскость (ДП) делится на одинаковые отрезки, это будут места расположения шпангоутов;
- вычерчивается вертикальная проекция лодки и проекция вид сверху;
- по поперечным линиям вычерчиваются планы шпангоутов;
- проверяется согласованность расположения и масштабы всех элементов.
- Составленный эскиз шпангоутов вычерчивается в масштабе 1:1, чертеж вычерчивать в таком масштабе рекомендуется на жесткой бумаге или картоне, делается это для облегчения переноса на фанеру или дерево.
- Плавность изгибов рекомендуется производить по отмеченным точкам с помощью металлической линейки, от борта к килю.
Как переносить изображение с шаблонов на дерево
После проверки симметричности всех деталей они переносятся на картон. Такой картонный шаблон необходим для облегчения изготовления элементов из дерева. Шаблоны переносятся на дерево с точным соблюдением контуров, при этом не допускается добавление дополнительных припусков и увеличение размеров.При переносе шаблонов на доски нужно соблюдать порядок расположения волокон, чтобы они как можно меньше шли поперек.
При покупке материала для постройки лодки (в данном случае фанеры) предпочтение нужно отдавать влагостойким вариантам. У них большой срок службы и ремонтировать лодку нужно будет гораздо реже. Для дна выбирайте 12-миллиметровую фанеру, для бортов – 10-миллиметровую.
«Сшей и склей» — новое в изготовлении лодок.
Нет, пожалуй, судостроителей любителей, которые не слышали бы о технологии “Stitch and Glue”, или, как принято переводить на русский, “Сшей и склей”, по зволяющей очень быстро собирать корпуса фанерных лодок несложных форм из готовых выкроек обшивки с последующей оклейкой их стеклопластиком.
Метод, в котором отсутствует трудоемкий процесс изготовления деревянного набора на стапеле, существу ет около полувека, не раз описывался в специальной и периодической литературе (типичный пример приведен в No83 “КиЯ”, где рассказано о постройке 4.4 метровой мотолодки “ Сом”) и хорошо отработан у нас в любительской практике примени тельно к небольшим гребным и мо торным лодкам. Возвращаться к рассмотрению этой технологии заставляет настоящий бум, который переживает она за рубежом, прежде всего в США.
Множество небольших фирм и независимых конструкторов сейчас предлагает проекты и готовые наборы для самостоятельной постройки маломерных судов самого различного назначения — от крошечных тузиков до очень внушительных 12 14 метровых катеров и парусных яхт — по умеренной цене (от нескольких десятков до не скольких сотен долларов за проект), лодки строят и серийно на продажу. Причин широкого распространения технологии можно назвать несколько. Во первых, лодки, построенные по методу “СиС”, раскрыли свой высокий прочностной и ресурсный потенциал, показав, что в эксплуатации они превосходят по практичности чисто деревянные суда, будучи существенно дешевле серийных стеклопластиковых.
Изготовление корпусов фанерных лодок по технологии «Stitch and Glue»
Нет, пожалуй, судостроителей-любителей, которые не слышали бы о технологии «Stitch and Glue», или, как принято переводить на русский, «Сшей и склей», позволяющей очень быстро собирать корпуса фанерных лодок несложных форм из готовых выкроек обшивки с последующей оклейкой их стеклопластиком.
Метод, в котором отсутствует трудоемкий процесс изготовления деревянного набора на стапеле, существует около полувека, не раз описывался в специальной и периодической литературе (типичный пример приведен в №83 «КиЯ», где рассказано о постройке 4.4-метровой мотолодки «Сом») и хорошо отработан у нас в любительской практике применительно к небольшим гребным и моторным лодкам.