Словарь основных терминов яхтсмена. Устройство яхты, жаргон и навигация.
«Потрави шкот», «добей по фалу», «подбери брас», «у тебя колдунчики заполоскались»… Новички, впервые попав на яхту, теряются от незнакомых слов и странных команд, которые уверенно произносит капитан. Из-за этого часто случаются казусы и недопонимание. Если вы хотите стать компетентным матросом, берите термины яхтинга на заметку.
Мир парусного спорта отличается особой яхтенной терминологией. Вместе с командой SportFlot мы составили словарь яхтсмена, где вы узнаете основные морские термины, а также сленговые слова и выражения, которые часто можно услышать из уст опытных капитанов. Для удобства мы разбили их на несколько категорий.
Части парусной яхты
Нос
— передняя часть яхты, корма — задняя.
Камбуз
— кухня, гальюн — туалет.
Рундук
— ящик для хранения вещей. Чаще всего используют рундуки в кокпите, куда складывают обувь и ненужные веревки.
Кокпит
— пространство на корме, где расположен штурвал, команда работает с парусами, а вечером может отдохнуть или поужинать.
Релинг
— вертикальное ограждение на яхте.
Леер
— горизонтально натянутый трос, за который вы обычно держитесь, перемещаясь по яхте, или на который вешаете свое полотенце.
Грот
— основной треугольный парус, прикрепленный к гику и мачте.
Стаксель
— дополнительный парус в виде треугольника, меняет свое положение во время поворотов оверштаг.
Генакер
— тот самый цветной пузатый парус, используется на полных курсах, обычно его можно увидеть во время регат.
Такелаж
— одним этим словом называют все веревки, канаты, тросы вместе со своими креплениями.
Шкот
— горизонтально протянутая веревка, которая позволяет перенести парус с одного борта на другой.
Фал
— трос, служащий для поднятия парусов. Различают «грота-фал» или «стаксель-фал».
Ванты
— тросы, устремленные вертикально в небо к топу мачту, служат для ее поддержки.
Краспица
— парная распорка по обе стороны между мачтой и вантами, делает всю конструкцию более прочной.
Гик
— устройство, с помощью которого можно установить основной парус — грот. Один из самых травмоопасных элементов на яхте, от которого при резком повороте или порыве ветра можно получить удар по голове.
Шкаторина
— край паруса. Часто можно услышать от капитана: «Добей по нижней шкаторине!» Это значит, нужно крутить лебедку до тех пор, пока край паруса не натянется до максимально возможного уровня.
Кранец
— надувной предмет, функция которого — смягчать удары корпуса яхты об какие-либо препятствия или другие суда.
Швартов
— веревка, расположенная на корме, которая используется для того, чтобы привязать яхту к причалу.
Муринг
– «мертвый» якорь, часто в виде тяжелой плиты, который удерживает яхту во время стоянки в марине.
Шлаг
— один оборот веревки вокруг чего-либо, в том числе лебедки.
Роли в яхтинге
Рулевой
— член экипажа, стоящий за штурвалом, ведет яхту по заданному курсу. Чаще всего, это опытный яхтсмен, хорошо знающий акваторию.
Баковый
— матрос, стоящий на носу яхты, отвечает за навигацию, коммуникацию с другими участниками регаты, муринги и постановку дополнительных парусов.
Мачтовый
— член экипажа, занимающий свою позицию около мачты, чтобы помогать поднимать паруса. Обычно это высокий и физически сильный мужчина.
Шкотовый
— матрос, которому доверяют работу на шкотах, больше всего занят во время совершения поворотов.
Береговой
— матрос, который принимает швартовы, чтобы помочь привязать яхту к причалу.
Регулировка твиста главного паруса натяжением гика-шкота.
В бейдевинд твист регулируют натяжением гика-шкота, затем устанавливают угол главного паруса к диаметральной плоскости яхты, перемещая каретку шкота. В галфвинд или бакштаг для регулировки твиста применяют оттяжку гика . Когда ослабляете шкот, твист увеличивается и вершина паруса отклоняется в подветренную сторону. Чтобы уменьшить твист, шкот необходимо выбрать. Лучшим индикатором настройки твиста является задняя шкаторина главного паруса. Практика яхтинга показывает, нужно набивать шкот, пока верхняя лата паруса не окажется параллельна гику. Если лата длинная — ориентируйтесь на ее заднюю часть (последние 50-60см) . Если регулируя твист, перетянете шкот и верхняя лата окажется направленной в наветренную сторону, то верхняя шкаторина закроется и вершина главного паруса затормозится. Колдунчик верхней латы изогнется вокруг шкаторины к подветренной стороне паруса. Ослабьте немного шкот, шкаторина откроется и колдунчик снова вытянется в сторону кормы .
Исключения.
При яхтинге в средний ветер на гладкой воде можно перебрать шкот, сместив верхнюю лату немного на ветер. Тогда яхта пойдет острее, сохраняя хорошую скорость. Такой прием используют на лодках с топовым вооружением, где передняя шкаторина генуи заканчивается около вершины мачты, искривляя поток воздуха, обтекающий подветренную сторону грота, вследствие чего вершина главного паруса не тормозится. В тихий ветер и/или на волне разумнее будет ослабить шкот, отклонив верхнюю лату немного под ветер. Твист увеличится, шкаторина в верхней части паруса откроется и вершина паруса не будет тормозиться.
По окончании регулировки твиста устанавливается угол главного паруса к ДП лодки.
Не забывайте, что существует взаимосвязь между натяжением шкота и положением каретки гика, и эта взаимосвязь влияет на твист грота, за исключением курсов галфвинд или бакштаг, на которых только оттяжка гика контролирует твист.
Положение яхты относительно ветра
В яхтинге не используются слова «справа» или «слева». Все определяется относительно ветра. Например, наветренный борт — тот, на который направлен поток ветра, подветренный — тот, который наоборот укрыт от воздействия ветра.
Левентик
— положение, когда яхта обездвижена, так как ветер дует точно в нос. В этот момент обычно поднимают грот.
Фордевинд
— в этом положении ветер дует в корму, яхта при этом может идти на полном ходу.
Галфвинд
— этот курс еще называют «пол-ветра», так как в этом положении ветер направлен на яхту под углом 90 градусов.
Бакштаг
— курс яхты, когда ветер заходит в корму между положением галфвинд и фордевинд.
Бейдевинд
— один из самых популярных курсов в яхтинге, когда яхта идет под острым углом к ветру, что позволяет перемещаться зигзагами даже против ветра, продвигаясь к нужной цели.
Лавировка
— продвижение к цели против ветра зигзагообразными движениями с поворотами, что позволяет сохранить заданный курс.
Левый и правый галс:
курс судна относительно направления ветра. Так, яхта идет правым галсом, если ветер дует в ее правый борт. Также галсом называют отрезок зигзагообразного пути, когда судно идет при встречном ветре.
Оверштаг
— после того, как вы услышите эту команду, на яхте начнется движение, шкотовые начнут свою работу, парус с характерным хлопком перенесется с одного борта на другой. В этот момент стоит беречь голову, так как гик тоже меняет свое местоположение, перелетая с одной стороны на другую.
Броучинг
— ситуация, когда яхта заваливается в противоположную от крена сторону, резко теряет управление, что может вызвать переворот лодки через мачту.
Для тех, кто только собирается ступить на борт парусной яхты и даже на первых порах не хочет выглядеть «сухопутным мазутом» имеет смысл начать знакомство с устройством лодки и некоторой спецификой яхтенного языка уже сейчас, на берегу. Дело это нехитрое, но, безусловно, полезное.
Особенно, что касается терминов. Не люблю замыленных высказываний, но лучше не скажешь: «…Если на борту судна вы назовете шкот веревкой, вас молча выбросят за борт, как безнадёжно сухопутного человека» (Алексей Толстой). Параллельно выучим английские названия.
Обещаю сильно постараться и не сделать эти «смотрины» занудным рассказом из разряда «Вот это стул – на нём сидят, вот это стол – за ним едят». Всё – только самое необходимое и только с картинками.
J
И, чтобы не разводить турусы на колёсах, сразу – к делу. Любая яхта состоит из двух частей. Это корпус и парусное вооружение. То, что находится в воде – это корпус, то, что находится на корпусе – это парусное вооружение.
Корпус
Корпус условно делится на три части: переднюю носовую, заднюю кормовую и среднюю – мидель. Поэтому, если вас пошлют на мидель – это не ругательство.
Корпус снабжён килём, одна часть которого закреплена в нижней части корпуса, а вторая оканчивается тяжёлым обтекателем – бульбом. Бульб предназначен для смещения центра тяжести яхты как можно ниже ватерлинии, чтобы повысить её остойчивость. А ещё некоторые, не помнящие о хорошей морской практике, садятся на него на мель.
Поворачивает яхта с помощью пера руля, который через головку руля и балер связан со штурвалом или румпелем. Балер — это вертикальный вал (металлическая палка), которая в воде заканчивается пером руля, а в кокпите — румпелем или штурвалом. Румпель — это горизонтально расположенная палка, соединённая через баллер с пером руля.
Вот вам три картинки, и на этом с корпусом – всё.
Знакомьтесь, яхта в профиль
Что у корпуса вверху…
Что у корпуса внутри…
1 | Форпик | Forepeak | 10 | Кормовой рундук | Underbank locker | 19 | Степс мачты | Steps of mast |
2 | Носовой релинг | Pulpit (корм. pushpit) | 11 | Газовый баллон | Gas bottle | 20 | Кингстон гальюна | WC seacock |
3 | Переборка | Bulkhead | 12 | Двигатель | Engine | 21 | Гальюн | Head |
4 | Диван в салоне | Bench in wardroom | 13 | Кормовая каюта | Aft cabin | 22 | Форлюк | Forеhatch |
5 | Комингс | Coaming | 14 | Продольная переборка | Lengthwise bulkhead | 23 | Носовая каюта | Bow cabin |
6 | Камбуз | Galley | 15 | Морские карты | Charts | 24 | Носовая переборка | Bow bulkhead |
7 | Пайолы | Duckboards (flores) | 16 | Штурманский стол | Сhart)table | 25 | Якорная цепь | Anchor chain |
8 | Дверь в каюту | Door to the cabin | 17 | Навигатор-прокладчик | Chartplotter | 26 | Форштевень | Stem |
9 | Газовая плита | Gas oven | 18 | Приборная панель | Instrument panel |
Как-то так это выглядит …
Ну, теперь, когда мы всё знаем про корпус, можно выйти на палубу и перейти к изучению того, что у яхты над корпусом.
Парусное вооружение
Запомните: парусное вооружение предназначено для того, что бы, парусная яхта не ходила под мотором.
Составные части парусного вооружения это: паруса (sails), рангоут (spars) и такелаж (rig).
Паруса – это те самые романтические крылья бабочки, которые так нравятся наблюдающим за ними девушкам на пляже. Рангоут – это комплекс конструкций, на котором вся эта романтика расположена и к чему она крепится. Такелаж – это куча верёвок и верёвочек, которыми всё это поднимается и управляется, для того, чтобы привести в восторг девушек на пляже.
Парус (sail)
. Все чартерные яхты имеют вооружение бермудского шлюпа: два треугольных паруса (передний – стаксель, задний – грот).
Стороны этих треугольников называют шкато́рины
, а углы, как это ни странно, просто углами.
Задняя шкаторина традиционного грота всегда имеет небольшой выгиб наружу — горб, который поддерживают тонкие пластины — латы, вставленные в специальные карманы паруса. Латы есть не на всех парусах. На современных яхтах очень распространены гроты, которые скручиваются в рулон внутри мачты (грот на закрутке). Такие паруса шьются почти плоскими (для удобства скручивания) и не имеют ни горба, ни лат.
Понятно, что паруса не могут быть вещью в себе и висеть в воздухе, как улыбка Чеширского Кота. Их надо на чём-то закрепить и чем-то управлять. Для этих целей служат рангоут и такелаж.
Ранго́ут (spars)
— это совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов. Рангоут бермудского шлюпа представлен: мачтой (mast) с кра́спицами, гиком (boom), спина́кер-гиком (spinaker-boom или pole)
Главной частью рангоута является мачта
. Верхний конец мачты называется топом, нижний — шпором. Шпор мачты опирается в степс — специальную деревянную или металлическую подушку, укреплённую на килевой части яхты.
Гик
— горизонтальное рангоутное дерево, к которому крепится нижняя шкаторина грота. «Дерево» не означает, что на гике растут ветки с листьями. Просто так принято называть элементы рангоута. Исторически сложилось с времён, когда рангоут был деревянным.
Конец гика, упирающийся в мачту, называется пяткой, противоположный конец, упирающийся в морду рулевого — ноком. Пятка гика имеет оковку, которая входит в вертлюг (boom swivel), позволяющий гику поворачиваться вправо-влево и вверх-вниз.
Краспицы (spreaders)
— служат для расчалки вант и представляют собой поперечные перекладины на мачте.
С рангоутом более или менее разобрались, теперь переходим к такелажу.
Такелаж
(rig)
— все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и управления парусами, а также грузоподъёмных работ. Такелаж делится на стоячий и бегучий.
Стоячий такелаж
—
standing rigging
(ванты-shrouds, штаги-stays и пр.) — неподвижные снасти (потому и «стоячий») для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута. В основном стоячий такелаж служит для расчалки мачты.
Чтобы мачта не завалилась ни вперёд, ни назад существуют штаги – передний (форштаг) и задний (ахтерштаг). Чтобы не упала вбок – есть ванты. Можно конечно включить «профессора» и дать такое определение: «Форштаг и ахтерштаг обеспечивают устойчивую работу мачты в плоскости ДП. А для того, чтобы мачта воспринимала боковые нагрузки (из плоскости ДП), её расчаливают через краспицы вантами». Но суть от этого не поменяется.
По дороге надо рассказать ещё, что такое ДП, поскольку на лодке часто пользуются этим термином. Диаметральная плоскость (ДП)
– это вертикальная плоскость, которая виртуально рассекает яхту посередине от носа до кормы, проходя через мачту (по оси симметрии).
Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках — вант-путенсах (chainplate) и штаг-путенсах, надежно закрепленных в корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется винтовыми стяжками — талрепами (turnbuckle).
Бегучий такелаж (running rigging)
— подвижные снасти для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, подъема и спуска сигналов, грузов и шлюпок. На бермудском шлюпе два основных типа бегучего такелажа – фалы и шкоты.
Фалы (halyards)
предназначены для ПОДЪЁМА парусов или частей рангоута.
Грота-фал (main halyard) – для подъёма грота, стаксель-фал (jib halyard) — для подъема стакселя.
Шкоты (sheets)
— служат для УПРАВЛЕНИЯ парусами или подвижным рангоутом. Гика-шкот (main sheet) для управления гиком; стаксель-шкоты (jib sheets) — для управления стакселем.
Топенант (topping lift)
— снасть, идущая через топ мачты и поддерживающая гик на ходу яхты и при стоянке, когда грота-фал растравлен (или при его обрыве), чтобы гик не падал на палубу.
Перед постановкой паруса с помощью топенанта регулируют положение гика относительно горизонта. После того, как грот поднят, топенанту дают слабину, чтобы гик не подпирал грот и парус свободно мог работать.
Грота-шкот
(mainsheet)
служит для натяжения нижней шкаторины грота. В случае, если грот на закрутке, то грота-шкотом за шкотовый уrгол разворачивают грот из рулона в мачте.
Грота-шкот крепится к шкотовому углу грота. Гик в своей верхней части имеет паз, по которому движется ползун. Ползун имеет шкив для проводки грота-шкота. Этот шкив нужен для обеспечения горизонтального усилия и снижения усилия при работе с грота-шкотом.
И запомните: только конченный «чайник» путает грота-шкот с гика-шкотом!
Гика-шкот
(boomsheet)
управляет гиком! Проводка гика-шкота (на фото – в три лопаря) расположена снизу от гика. А проводка грота-шкота – сверху от гика.
Оттяжка гика (boomvang)
, как это следует из названия, предназначена для того, чтобы оттягивать вниз гик. В основном используется на полных курсах. И не спрашивайте сейчас: зачем на полных? что такое полные курсы? почему они поправились и чем отличаются от худых? Ответы на эти вопросы вы найдёте на яхте, у вашего капитана. А потом, когда вернётесь домой (и если будет охота), почитайте статьи про настройку парусов («Параметры настройки и форма паруса», «Принципы настройки грота»). Впрочем, чтобы не выглядеть в глазах капитана сухопутным мазутом, можете почитать прямо сейчас: там много красивых картинок и учёных слов.
К сказанному добавлю, что на современных крейсерских яхтах оттяжка гика снабжена пружинным или пневматическим компенсатором, который подпирает гик снизу. Это в известной степени упрощает работу с оттяжкой и регулировкой положения гика.
Существуют и другие снасти бегучего такелажа для постановки парусов, например, линь закрутки паруса (fourline). С ними вы сможете познакомиться поближе на яхте: у меня нет сейчас цели «завалить» вас всеми верёвками, какие только могут существовать на лодке. Есть снасти, управляющие дополнительными носовыми парусами: спинакер-фал, шкоты, брасы и др. Но давайте их пока не трогать: с основным добром бы разобраться. J
А чтобы было легче разбираться, вот вам заключительная картинка с пояснялками, и – удачи вам. Осваивайте. Оно того стоит!
Ахтерштаг | Backstay | Кранец | Fender | Приборы | Instruments | Топенант | Topping lift |
Ванта | Shroud | Концы | Rope | Релинг носовой | Pulpit | Транец | Transom |
Вход в каюты | Companionway | Крыша рубки | Coach roof | Релинг кормов. | Pushpit | Трап купальн. | Swim. ladder |
Гик | Boom | Лебёдка | Winch | Рундук | Locker | Трап-сходни | Gungway |
Гика-шкот | Mainsheet | Леер | Guard rail | Ручка газа | Gear control | Утка | Cleat |
Грот | Main-sail | Леерная стойка | Stanchion | Сдвижной люк | Sliding hatch | Фал | Holyard |
Закрутка | Furling | Леер штормовой | Jackstay | Слани | Flore | Флаг регистр. | Ensing |
Запасной якорь | Kedge anchor | Мачта | Mast | Спасат. плот | Life raft | Форштаг | Forestay |
Иллюминатор | Lightport | Оттяжка гика | Boomvang | Стопора | Jammers/piano | Форштевень | Stem |
Каретка | Car | Перо руля | Rudder | Стаксель/генуя | Jib (genoa) | Швартов | Mooring line |
Киль | Keel | Поручень | Grabrail | Стаксель-шкот | Jib sheet | Шкот | Sheet |
Корм. подзор | Counter | Погон каретки | Traveller | Талреп | Turn buckle | Якорь | Anchor |
Всем — удачи в море!
Что имел в виду капитан?
Команды шкипера часто отличаются емкостью, чтобы сэкономить драгоценные секунды во время гонки. Запоминайте и учитесь схватывать налету, чтобы правильно реагировать.
«Добери, набей, выбери слабину» — это значит, нужно максимально сильно потянуть ту или иную веревку на себя.
«Потрави» — противоположное действие, означает, что нужно ослабить веревку.
«Увались» — обычно говорят тому, кто стоит за штурвалом и ведет нос яхты так близко к линии ветра, что парус натягивается слишком сильно и перестает работать.
«Приведись к ветру» — противоположная команда рулевому, рекомендует направить нос к ветру, чтобы парус перестало заполаскивать.
«Поправь юбку» — в этот момент матрос отправляется на бак, чтобы расправить зацепившийся край стакселя.
«Одержи борт» — нужно подстраховать, чтобы яхта не врезалась в препятствие или другое судно при швартовке. Для этого могут использоваться кранцы или багор.
«Возьми рифы» — на русский язык это переводится как «уменьши площадь паруса», что обычно делается перед тем, как начнется усиление ветра.
«Заведи на утку» — нужно обнести веревку, обычно швартов, вокруг специального крепления, чтобы снять нагрузку.
«Посмотри под пайолами» — это значит, вам нужно спуститься вниз и поднять часть обшивки с пола (пайол), для чего обычно есть специальное отверстие или ручка.
Настройка положения пуза главного паруса.
Завершив регулировку глубины главного паруса, нужно установить «пузо» в правильное положение. Наиболее универсальным в яхтинге для различных погодных условий является положение «пуза» 45-50%. Перемещать «пузо» можно, меняя натяжение фала или оттяжки Каннингхема. Чем сильнее набиваете фал или оттяжку Каннингхема, тем дальше вперед переместится «пузо». Если паруса изношены, фал или оттяжку надо набивать туже, чем обычно, так как у старых, растянутых парусов «пузо» смещено назад.
В слабый ветер фал или оттяжку можно ослабить, чтобы «пузо» заняло положение 55-65%. Небольшую рябь поперек передней шкаторины в этих условиях, особенно на галфвинде или бакштаге, можно игнорировать . При усилении ветра «пузо» переместится назад. Тогда, увеличив натяжение фала или оттяжки, можно вернуть «пузо» в правильное положение.
Оттяжка Каннингхема — снасть, помогающая управлять положением «пуза» грота . Трос оттяжки тянет ткань главного паруса вниз за люверс, расположенный около передней шкаторины. Такая схема дает больший эффект, чем увеличение натяжения фала, тянущего непосредственно переднюю шкаторину. Кроме того, когда набиваете фал, верхняя часть задней шкаторины грота закрывается. Если же набьете оттяжку Каннингхема — верх задней шкаторины откроется, что и требуется при усилении ветра. В итоге, используя оттяжку Каннингхема, затратите меньше усилий для достижения нужного результата, чем при использовании фала. Несколько складок около люверса и небольшая мешковатость грота вдоль гика — незначительная цена за эффективную работу главного паруса.
Итак, океан ждет!
Теперь ваша океанская парусная яхта оборудована всем необходимым. Топливные танки полные, вода заправлена, все приборы работают в штатном режиме. Все готово к выходу в море. Так чего же вы ждете? Отправляйтесь прямо сейчас! Навстречу бескрайней свободы океана и умопомрачительных рассветов и закатов! Только сначала конечно же сверьтесь с погодными условиями в вашем регионе и по направлению вашего предполагаемого морского путешествия.
И напоследок маленький «лайфхак» – приобретите чучело совы и установите его где-нибудь на видном месте. Например, на краспице возле мачты. Это отпугнет чаек и очень поможет содержать палубу вашей яхты в чистоте.
Крейсерская яхта
У крейсерских яхт повышенной комфортности большие размеры, их палубная надстройка содержит несколько кают, подсобные помещения, а иногда — даже вертолетную площадку. Такие суда называют круизно-крейсерскими яхтами.
Раньше корпуса яхт изготавливались из дерева. Его продолжают использовать при постройке небольших судов. Но основную массу корпусов для современных яхт делают из стали, алюминия, композиционных материалов и т. п. Длина корпуса средней яхты равняется 10—20 м, и рассчитана она на перевозку и отдых 10—15 человек с багажом. В наши дни основная часть яхт находится в частном владении, но даже несмотря на это, среди них можно встретить настоящих гигантов, которые по своим габаритам порой превышают общественные суда. На сегодня самая большая моторная яхта имеет длину 180 м и ширину почти 21 м.
Палуба из тикового дерева
Лучшим деревом для палубы считается тиковое. У него множество преимуществ:
- ноги не скользят по такой палубе. Даже если она мокрая от волн или дождя;
- красивая текстура и цвет. Дизайн яхты становится элегантным и праздничным;
- тик легче других пород дерева. Для небольших яхт этот параметр важен;
- тиковое дерево от природы пропитано естественными эфирными маслами. Поэтому исключены гниение и плесень;
- палуба не перегревается от жарких солнечных лучей.
Но даже у этого покрытия есть свои недостатки. Самый главный – низкая прочность древесины. Тиковую палубу нельзя драить, ее можно только мыть мягкой губкой и щеткой. Агрессивные жидкости запрещены. В царапины и неровности досок набивается грязь и внешний вид ухудшается.
Особенности парусных яхт
Небольшие парусные яхты обычно имеют одну мачту, а вот на судах побольше их может быть несколько. На мачту при помощи такелажа крепится парус, который улавливает ветер. Это основной движитель парусной яхты.
Количество парусов на парусных яхтах может быть различно: оно зависит от типа и целей использования судна. На наиболее популярных прогулочных и небольших крейсерских яхтах для удобства управления обычно устанавливается минимальное количество парусов. Такие яхты, как правило, имеют два паруса: передний (1) носит название генуя (он более широкий снизу, чем стаксель, который используют на обычном парусном судне), а центральный (2), как и на любом парусном судне, называют грот. Основную тягу дает генуя, а направление яхте придает грот. Большая часть помещений парусной яхты расположена под палубой (3), а рулевая рубка (4) имеет небольшую высоту. Это сделано для того, чтобы освободить место на палубе от различных сооружений, препятствующих установке и спуску парусов, а также управлению ими.
Композитная палуба
Композитный материал представляет собой так называемый сэндвич из двух листов стеклопластика и слоем пенопласта или прессованной стружки между ними. Элементы композита скреплены синтетическим клеем. Материал легкий, прочный и не боится коррозии. Его легко чистить.
Но есть и недостатки. Композитную палубу достаточно легко повредить и вовсе пробить. Вследствие чего возможно проникновение воды внутрь корпуса.
ИЛЛЮМИНАТОРЫ И ЛЮКИ
Большинство иллюминаторов и люков сделаны из поликарбоната, который медленно ухудшается и тускнеет в УЛЬТРАФИОЛЕТОВОМ свете. Таким образом они, возможно, нуждаются в замене каждые 10—15 лет.
Самые качественные иллюминаторы — те, болты которых проходят непосредственно через все стороны, хотя типы с алюминиевыми структурами — общая альтернатива и имеют шикарный вид.
Люки — потенциальный источник протечек палубы, поэтому их надо периодически проверять, чтобы убедиться в их водонепроницаемости. Также проверяйте состояние петель, задвижек, каучуковые прокладки всех без исключения открывающихся панелей,( подробнее см. оснастка яхт.)
Стальная палуба
На больших крейсерских и круизных яхтах со стальным корпусом палубу тоже делают из стали. Это гарантирует прочность и жесткость корпуса. А также возможность разместить на причальные кнехты и лебедки для управления парусами и закрепить тяжелое оборудование сваркой или болтами. Минус подобной конструкции – большой вес и обязательное антикоррозионное покрытие.